Интерьер школьного класса

Интерьер школьного класса

Руководство по оформлению школ

Исследование архитектуры московских школ

По заказу Департамента образования Москвы Студия Артемия Лебедева и Московский архитектурный институт (МАрхИ) разработали руководство по оформлению типовых школ, предварительно проведя масштабное исследование. В результате сформулированы принципы хорошего дизайна образовательной среды, которые помогут сделать школы красивыми и удобными для учителей и учеников.

Руководство по оформлению школ (бета-версия) (ПДФ, 105 МБ)

1. Общие рекомендации

2. Помещения

2.5 Типовые учебные кабинеты средней школы
2.6 Специализированные кабинеты средней школы
2.7 Столовая
2.8 Спортивные залы
2.9 Актовый и танцевальные залы
2.10 Библиотека
2.11 Медицинский кабинет
2.12 Административные кабинеты
2.13 Санузлы

Комплексный подход

Руководство включает рекомендации по планировке и отделке помещений, подбору освещения, закупке мебели и оборудования. Представлены решения по графическому оформлению пространства.

Комплексный подход экономит бюджет, сокращает время на этапе проектирования и способствует формированию цельной визуальной среды.

Выделение функциональных зон

Система зонирования пространства помогает организовать помещения для учебы, отдыха, игр, хранения инвентаря и места ожидания для родителей.

Разделы сопровождаются иллюстрациями образцовых интерьеров, которые разработаны на основе проведенного исследования и знакомства с европейскими школами.

Ремонтные работы

Разные типы помещений представлены в отдельных разделах. Подробно рассказано об оформлении учебных кабинетов начальных и старших классов, столовой, актового и спортивного залов, санузлов, коридоров, рекреаций, библиотеки, гардероба, медицинского и административных кабинетов.

У каждого из них есть свои особенности, и это учтено в документе. Например, на входе, в столовых и санузлах напольное покрытие должно быть влагостойким, а в спортзале — амортизирующим.


Описаны преимущества и недостатки материалов, срок их службы, особенности монтажа и требования к закупкам. Для ясности приводятся фотографии школьных интерьеров с удачной и неудачной отделкой. Наглядный материал помогает учесть нюансы и избежать распространенных ошибок, допускаемых в процессе ремонта.

Подбор цвета

Готовые палитры для отделочных работ учитывают назначение помещений и особенности их освещения.

Мебель

Много внимания в руководстве уделяется мебели: подробно объясняется, как подбирать предметы с нужными характеристиками, рационально их компоновать и безопасно расставлять.

Характеристики
Цвет: однотонный, яркий или нейтральный, без орнаментов и принтов
Материал: фанера, ДСП, МДФ в сочетании с пластиком, ламинацией или покраской
Рекомендованная высота: до 220 см — для удобства использования

Расположение
Вдоль задней стены в зоне хранения. Если там располагается вывод воды, то верхний ряд модулей размещается над раковиной

Компоновка
Необходимые модули подбираются в зависимости от потребностей учителя

Парты подобраны с учетом эргономики.

Тип 1
Соединенная конструкция
Открытая зона хранения с крючком
Ценовой диапазон: 2000–3000 руб.

Тип 2
Раздельная конструкция
Отдельный крючок для рюкзака
Ценовой диапазон: 3000–4000 руб.

Тип 3
Раздельная конструкция
Регулировка высоты парты и стула
Регулировка угла наклона столешницы
Открытая зона хранения с крючком
Ценовой диапазон: 6000–8000 руб.

Тип 4
Раздельная конструкция
Регулировка высоты парты и стула
Регулировка угла наклона столешницы
Закрытая зона хранения с крючком
Ценовой диапазон: 8000–10 000 руб.

Освещение

Лампы, рекомендуемые в документе, соответствуют санитарным нормам и практичны в эксплуатации.

Работа над деталями

Руководство учитывает все мелочи интерьера и даже советует, как разместить крючки, вешалки, мусорные ведра, мягкие подушки. Внимательный подход к деталям делает школьные помещения удобными и уютными.

Навигация

Спроектированы таблички для размещения в любой школе. Они помогают новым ученикам и родителям найти нужный кабинет или зал, а также разнообразят пространство коридоров и рекреаций.

Графические материалы

Подробные рекомендации помогают гармонично подобрать и разместить схемы, карты, таблицы и плакаты.

Декорирование стен

Созданы материалы для оформления коридоров и кабинетов — банк с изображениями доступен для всех школ. С помощью готовых трафаретов стены оформляются яркими и познавательными иллюстрациями, отобранными архитекторами и дизайнерами на конкурсной основе.

Полезная информация на стенах

Правила, схемы и формулы превращаются в элементы графического оформления интерьера. Сложный материал, проиллюстрированный примерами из повседневной жизни, лучше усваивается и запоминается.

Шаблоны для документов

Готовые макеты упрощают работу в текстовом редакторе и привносят порядок в визуальное пространство школы. Для подготовки содержательной части сформулированы рекомендации по составлению текстов.

Образцовая типографика в документах облегчает восприятие информации и приучает детей к хорошему стилю.

Оформление

Для объявлений и расписания используется единый шрифт и набор пиктограмм. Небольшие изображения не бросаются в глаза, но разбавляют текст и сглаживают формализм официальных объявлений.

Разработчики рады мнениям специалистов и приглашают инженеров, преподавателей и администраторов школ оставлять отзывы и пожелания через форму обратной связи.

Интерьер школьного класса

В самом классе основные преобразования случились в самой важной зоне — у фронтальной стены с доской. “Комната напоминала филиал Политехнического музея! Здесь были меловая доска, интерактивная и магнитно-маркерная, а еще телевизор, видеоплеер, DVD-проигрыватель, проектор и экран. Совершенно непонятно, какой носитель важнее и куда надо смотреть”, — говорит Кирилл. Проанализировав, что необходимо учителю под рукой, а что можно убрать подальше, дизайнеры навели порядок: рядом со столом учителя поставили стеллаж, спроектировали новый письменный стол с невысокой перегородкой, скрывающей часть столешницы от детских глаз, а раковину для мытья губок сделали визуально не очень незаметной и удобной.

“Мы решили, что по функциональности она ближе к кухонной мойке, потому что здесь не только смачивают губки и тряпки, но и моют детские чашки”, — объясняет Кирилл. Неэстетичные коммуникации убрали в короб, выкрашенный в цвет стен, крохотный “кухонный фартук” сделали из черной плитки и установили такого же цвета смеситель, чтобы он с ней сливался. Так дизайнеры дали понять, что главный элемент в классе — это доска и ничто не должно отвлекать внимание детей от нее.

В другом конце комнаты, на месте практически бесполезного встроенного шкафа, появились ящики, где ученики могут оставлять свои вещи, а над ними полки, которые использует учитель. Рядом дизайнеры сконструировали зону для отдыха и развлечения детей, похожую на домик. “Первоклашки совсем недавно были в детском саду, где все совсем по-другому. Нам хотелось, чтобы они чувствовали себя здесь как дома, — объясняют они свою задумку. — По часам, которые мы придумали, можно многое объяснить и показать взаимосвязь явлений. На циферблат нанесены цифры, буквы русского и английского алфавитов, градусы, стороны света и времена года”. То время, которое Чебурашкины планировали потратить на проектирование парт и стульев, ушло на ремонт санузлов, поэтому парты здесь стоят обычные, а крутящиеся стулья на колесиках купили в IКЕА. Их выкрасили в разные оттенки желтого и расставили рядами — от бледного к более насыщенному.

“Это упрощает ориентацию детей в классе, — объясняет Кирилл, — и радует глаз учителя”. Вообще желтый в интерьере появился не случайно: в Москве не хватает солнечного света, поэтому это своего рода компенсация. Дизайнеры также полностью переделали освещение. По их мнению, от него зависит не только то, как будет выглядеть класс — как операционная или уютная комната, — но и настроение учащихся, а над учительским столом повесили дополнительные светильники.

В коридоре и зоне отдыха тоже сделали ремонт: выкрасили стены в яркие цвета и установили во все младшие классы металлические противопожарные двери с круглыми окошками. Так создается ощущение, что холл — это не замкнутое пространство и даже при закрытых дверях в него попадает дневной свет.

Чебурашкины следят за жизнью класса, поведением школьников и делают выводы. К примеру, крутящиеся стулья на колесиках отдали в группу продленного дня и поставили вместо них обычные. Оказалось, что чрезмерная подвижность детей отвлекала и их самих, и преподавателя. “Мы переделывали типовой класс с расчетом на то, что решения, которые мы предложили, можно будет использовать и в других кабинетах младшей школы, — говорит Кирилл. — Поэтому наблюдение имеет такое же важное значение, как и проектирование”.

Как сделать наши школы красивыми и комфортными

Как сделать наши школы красивыми и комфортными

Пространство учебных заведений — от цвета стен до мебели — влияет на работоспособность и успехи детей. Изменить его полностью в типовых зданиях нельзя, но улучшить силами дизайнеров — вполне. Эксперты Школы дизайна НИУ ВШЭ Наталья Логутова и Анастасия Корнеева выяснили, чего не хватает «общеобразовательному» интерьеру и каким его хотят видеть дети, родители и педагоги.

Ученики — за красоту и современность

Помимо уроков, большинство детей в школе выполняют домашнее задание, общаются со сверстниками и участвуют в различных мероприятиях. При этом они делают то же, что и дома: играют за компьютером, спят, гуляют, занимаются творчеством. Но почти половина учащихся не чувствует себя в школе комфортно, в том числе в помещениях, где они чаще всего проводят время: в классных кабинетах, коридоре, библиотеке, столовой.

Ученикам не хватает:

  • зон отдыха с игровыми площадками и специальной мебелью (диваны, пуфы, столы, полки). В итоге перемены проводятся в коридорах, которым, по мнению учеников, «не хватает диванчиков», тепла и правильного освещения («окна пропускают холод с улицы», «в коридоре темно»);
  • мест для хранения личных вещей. Большинство школ не оборудовано системами хранения;
  • обустроенной пришкольной территории с беседками, садиками, местами для игр, стоянками для велосипедов и самокатов;
  • общей привлекательности пространства (чтобы красиво, современно и в единой стилистике).

Также школьники мечтают заниматься в просторных помещениях с неформальной обстановкой, где стены и мебель — яркие (белых, серых, зелёных, оранжевых цветов, например). В интерьер учебного заведения можно было бы добавить естественных материалов (дерево, плитка, металл). Мебель должна быть интерактивной, модульной, а освещение — естественным (застеклённая крыша или панорамные окна).

Комфортные помещения с точки зрения школьников

Родители — за уют и парковки

Школа должна давать ребёнку знания, возможность общаться, отдыхать и играть на свежем воздухе, уверены родители. В вопросе, что этому мешает, их мнение в основном совпадает с мнением детей. Для родительского удобства не хватает автомобильной парковки около школы и навигации внутри помещений (некоторые мамы и папы отметили трудности при поиске кабинета директора).

Кроме того, родители считают, что в школе необходимы:

  • несколько зон для отдыха и игр (чтобы ребёнок мог общаться как в группе, так и уединяться в «тихих местах»);
  • многофункциональное пространство в зонах рекреации («мягкие зоны» с подвесными креслами и креслами-мешками, мини-библиотеки, тренажерные площадки);
  • системы вентиляции в классах и в коридорах;
  • больше мягкой мебели и столов в коридорах;
  • телевизоры с трансляцией познавательных сюжетов;
  • многоуровневое освещение;
  • изменение общего дизайна школы (красивые цвета стен, более дружелюбное пространство, уют, стиль, креатив).

Педагоги — за совмещение приятного с полезным

Отдыхать и трудиться со всеми удобствами хотят не только ученики, но и педагоги. Получается это только у половины учителей (56%).

Педагогам не хватает:

  • специально оборудованных мест для проектной работы («сделать лаборатории, потому что их нет, это просто кабинеты»);
  • мест для хранения личных вещей;
  • современного и удобного дизайна школьного пространства — с яркими красками, зонированием, местами для творчества («добавить цвета», «стены, на которых можно писать маркером или мелом»);
  • отдельного пространства для приёма пищи в столовых;
  • отдельной комнаты для отдыха;
  • разделения санузлов на ученические и учительские;
  • защищённых (огороженных) пришкольных территорий, приспособленных «для времяпрепровождения учеников и персонала».

Наибольшее количество времени учителя проводят в классном кабинете и учительской. В первом им нужны мобильная мебель, интерактивные доски и интернет. Во второй — разделение на рабочую и рекреационную зону, «наличие шкафов, достаточного места для работы, отдыха, перекуса».

От «завода» к «конструктору»

Влияние факторов пространства на успеваемость доказано исследованиями. Она зависит от высоты потолков (в средней школе — чем выше, тем лучше, в младшей — наоборот), качества воздуха, мебели, уровня шума и так далее. Поэтому считать дизайн школьных помещений лишней тратой денег и ресурсов неблагоразумно, считают эксперты.

По их мнению, сегодня в приоритете не старые «школы-заводы» одинакового промышленного вида, а проекты по возведению школ-конструкторов — высокотехнологичных просторных зданий с несколькими группами модулей:

  • учебных (от дошкольников до старших классов);
  • общешкольных: атриум (холл), столовая, бассейн, спортивный блок, блок дополнительного образования с помещениями для внеурочной работы и занятий по интересам, блок для досуга и отдыха, в виде, например, интернет-кафе.

Пока такие «модульные» решения в дефиците. Но школьные пространства должны и могут быть интересными. Это вызов тем дизайнерам, которые будут ими заниматься.

Исследование проводилось с 31 марта по 25 сентября 2016 года в Москве. Выявление запросов различных категорий проводилось с использованием брифинга и анкетирования целевых аудиторий, а также интервьюирования экспертов в области образования. Участники исследования: ученики, родители, педагогический и административный персонал школ (212 человек).

Школьный интерьер: особенности проектирования и декорирования

Всем нам знаком школьный интерьер — ведь каждый из нас или учился в школе, или учится сегодня. Все в ней обжито. Но и здесь пристальный взгляд поможет определить, что можно улучшить, сделать удобнее, выразительнее, тем более что мы уже познакомились с некоторыми принципами организации интерьера. Основное требование, которое надо учесть, — помнить о назначении каждого школьного помещения.

Если мы хотим обновить интерьер школьного класса, коридора, актового зала, прежде следует определить, что нуждается в переделке, детально продумать все необходимые изменения, составить четкий план предстоящей работы.

По входу, внешнему виду проходной завода можно сказать, как здесь работают, качественную ли продукцию выпускают, чем живет коллектив. Это касается и школы. Если перед зданием есть участок, он должен быть благоустроен. Зеленый ковер продумывается так, чтобы цветы сменяли друг друга всю весну, лето и осень, постоянно радуя глаз. Уместны цветочные вазы, которые могут быть сделаны из бетона, камня, кирпича, даже дерева.

Итак, мы в школе. Из вестибюля наблюдаем только что описанную картину (вспомним, что вид из окна — это часть интерьера, поэтому мы и задержались на пороге). В помещении, у входа, уместен лозунг, но важно, чтобы он был кратким, выразительным и хорошо исполненным.

В зависимости от архитектурных возможностей уместно разместить на вертикальных планшетах поучительные высказывания, план школы и перечень помещений по этажам. Это естественно, не нужно ученикам и учителям, а вот гостям указатель поможет. Формы живой природы, цветники в специальных поддонах непременно украсят входные комплексы, так же как расставленные банкетки. Окраска их может быть яркой, праздничной.

Гардероб оборудуется стойками для пальто и барьером. Барьер лучше всего облицевать светлым пластиком или фанерованными щитами. Общая цветовая гамма всех элементов должна быть предварительно продумана еще до реализации. Это поможет цветовое оформление помещений сделать не однообразным, согласованным. Казалось бы, самый обычный коммуникационный объем — лестничная клетка. Но ее можно оформить так, что она будет одним из значительных элементов общей композиции. Кроме цвета, освещения, рисунка перил, облицовки проступей, есть и другие средства. Наглядная агитация — дело серьезное и начинать надо не с отдельного подрамника, щита, лозунга, а с единого детального плана. То есть должен быть сценарий, составлена схема тематического оформления школы целиком, намечены исполнители, сроки. Определяется периодичность действия стендов и подбирается материал, необходимый для осуществления замысла.

Опыт ведущих школ, училищ, предприятий и организаций дает все основания утверждать, что такой продуманный путь оправдан. Так что не пренебрегайте организационными вопросами: они залог успеха. Для чего нужен сценарий? Он поможет исключить повторения лозунгов, плакатов, названий, расширить их тематику. Итак, для оформления наглядной агитации нужен подготовленный методист, человек, умеющий выбирать актуальный, злободневный материал, содержательные фото, красочные репродукции, острые стихи. Но ему нужны и хорошие помощники и исполнители.

Сменность щитов позволяет регулярно обновлять темы, обеспечивать их высокий идейный и художественный уровень. Еще раз подчеркнем, что красочно оформленный плакат сразу привлекает внимание, заставляет остановиться, прочитать, задуматься.

Пройдем по лестнице выше. Неплохо было бы заполнить продольные стены кашпо с цветочными горшками, вьющимися растениями.

В местах, предназначенных для отдыха, желательно использовать формы живой природы, всевозможные выставки, наглядную агитацию, газеты, декоративные фрагменты, активный цвет. Естественно, что общий художественный прием оформления определяется размерами и формой помещения. Оно может быть коридорного и зального типов. Соответственно и архитектурное решение школьных интерьеров будет учитывать специфику пространства.

Цветовое построение коридоров, зала должно быть контрастным по отношению к тем классам и кабинетам, которые сообщаются с ними. Целесообразно, например, более ярким колером выделить торец или разместить на нем контрастный декоративный фрагмент. Формы живой природы концентрируются в уголке, дополненном аквариумом, фонтаном, галькой, декоративными вазами.

Стенды наглядной агитации, стенгазету лучше разместить компактно, с тем, чтобы оставить место для экспозиции художественного творчества учащихся по фотографии, рисунку, живописи, скульптуре, флористике. Выставку можно монтировать на стендах, обтянутых холстом, или на стенах. Графические листы окантовываются под стекло в паспарту, на металлических держателях или в деревянных рамках. Подвеску их осуществляют на прочной бечеве, леске или капроновой нитке к трубкам под потолком, на карнизе. Успех выставке обеспечивает периодическая сменность произведений. Скульптурные работы устанавливают на подставки и прочно закрепляют к основанию, чтобы при случайном столкновении не уронить хрупкое изделие.

Цвет стен, на фоне которых демонстрируются художественные произведения, желательно подобрать нейтральный, а акценты осуществлять за счет декоративных вставок, интенсивного по тону торца, яркой окраски дверей. Коридорам этажей лучше присваивать свой цвет с учетом возраста школьников — так проще ориентироваться в здании школы. Главное при этом — добиться гармоничного сочетания стен.

Архитектурно-художественное построение должно быть строго выверено, точно по цвету. Обивку стульев желательно принять дополнительного цвета синего, зеленого, голубого или ахроматического тона. В оформлении хороши современные материалы — стекло, фанерованные щиты, алюминий, цветной металл, пластик, тогда качество элементов будет отличать данный комплекс от всех других.

В актовом зале проводятся торжественные вечера, митинги. Здесь может собираться почти вся школа. Его композиционным ядром является сцена. Точно продумывается занавес, делается несколько вариантов оформления задника — к красным датам календаря, выпускному вечеру, карнавалу. В архитектуре вряд ли можно многое изменить: освещение, стулья, занавеси обычно заданы и остается лишь отдельными деталями видоизменить облик пространства. За счет передвижных софитов возможно увеличивать освещенность сцены, выхватить светом отдельные фрагменты, юбилейные цифры, портрет. Любое торжество украсят цветы, обилие декоративных растений на сцене, хорошо начертанный лозунг, боевой призыв. Этому и нужно уделить внимание.

Столовые обычно решаются в жизнерадостных тонах. Здесь как нельзя к месту использовать красные, оранжевые, желтые краски в отделке стен, подборе мебели, а для пищеблока принять сочетания белого и голубого. Хороши репродукции натюрмортов, пейзажных зарисовок, графика. Декоративные фрагменты также создадут настроение. Однако надо всегда помнить, что чистота и гигиеничность — обязательные условия, которые должны соблюдаться в столовой.

Интерьер школьного класса оборудуются по действующим нормативам и в зависимости от возраста учащихся имеют соответствующих габаритов мебель. В связи с постоянным совершенствованием форм обучения все большее значение приобретают возможности вариаций расстановки столов, стульев, использования технических средств — телевидения, кинопоказа, а также проведения групповых занятий. Поскольку техническая оснащенность интерьеров увеличивается, необходимо иметь достаточное количество встроенной мебели и трансформирующихся элементов, с тем, чтобы создать условия для максимального насыщения уроков показом таблиц, слайдов, кино, телепрограмм, совершенствовать способы изложения материала.

В младших классах предусматривается место для проведения игр, для выполнения несложных поделок, уголка живой природы. Поскольку желательна смена впечатлений, занятий, игр, соответственно нужна перестройка пространства, света, цвета, планировки. Цветовое решение учитывает общую закономерность полихромного предпочтения. Вспомним: дети младшего возраста любят теплые тона, среднего — холодные и в старших классах опять растет интерес к теплым оттенкам, но уже в сторону усложнения композиций, их нюансировки.

Нельзя забывать, что класс — это рабочая комната, и цвет должен способствовать продуктивной учебе, не отвлекая внимание резкими пятнами насыщенных тонов. Нерационально насыщать пространство классной комнаты красным и оранжевым цветами, так как они ускоряют наступление усталости. Угнетает психику фиолетовая часть спектра. К стабильной продуктивности помогает прийти зона оптимальных цветов — спектр голубых, зеленых и желтых тонов. В них-то и рекомендуется окрашивать большие плоскости — стены, пол, потолок, экраны.

Композиционным и смысловым акцентом является классная доска. Тон для нее лучше брать зеленый. Как показали исследования, при таком фоне сокращается количество ошибок и растет процент правильных ответов. Стены лучше подобрать светлых оттенков в зависимости от ориентации светопроемов и возрастных особенностей учащихся. Для помещений, выходящих окнами на юг, рекомендуется холодная гамма, а для северных — теплая.

Следует также избегать пестроты, не перегружать пространство наглядными пособиями, не имеющими к данному уроку отношения. Ненужными будут и яркие вставки, хотя они и снимают цветовое утомление, усталость. Этим целям служат места для проведения перемен, другие вспомогательные фрагменты школы. Добиться гармоничности обстановки, ее цветового ритма — одна из трудных задач в оформлении школьного интерьера. Но именно решение этой стороны художественного конструирования и дает наибольший результат.

Кабинеты физики, химии, иностранных языков, биологии и другие оснащаются согласно требованиям рациональной организации учебного процесса и специфики предмета. Здесь обеспечивается нужное число встроенного оборудования и вспомогательных площадей для хранения пособий, экспонатов, препаратов, материалов. Принципы цветового решения те же, что и для классов. Однако оснащенность специальными ТСО должна быть учтена при формировании пространства, обеспечивая удобное восприятие материала и изображений.

Перспективным является развитие группы помещений учебного центра. Речь идет о необходимости (в связи с бурным ростом научно-технической информации, применением технических средств обучения, увеличением роли самостоятельных занятий) работы здесь не только в учебное время, но и в свободные часы.

В зависимости от склонности и интересов учащиеся должны получить ответы на все интересующие их вопросы. Для этого потребуется библиотека для индивидуальных занятий, просмотровый зал, лекторий, технический центр.

Последний представляет собой интерес, так как здесь предусматривается подача информации и управление учебным процессом. Сюда входят основная звукозаписывающая и звуковоспроизводящая системы; основная замкнутая телевизионная система с видеозаписью; фотолаборатория; экспериментальная лаборатория и другие. Решение интерьеров этой группы должно отвечать как уже известным нам принципам организации общественных помещений, библиотек и т. п., так и специальным нормативам по акустике, звукоизоляции, освещению, пожаробезопасности и возможности расстановки сложной аппаратуры. Таким образом, школьный интерьер по устройству приближается к самым передовым техническим комплексам, но одновременно имеет и уникальные возможности проектирования пространства.

Мастерские устраиваются, как правило, на первом этаже из-за необходимости устанавливать станки, требующие фундаментов. Наиболее распространены столярная и слесарная мастерские и инструментальная. Функционально мастерская имеет зону индивидуальной работы учащихся, рабочее место учителя, станочное оборудование, выставочную зону, место хранения инструментов, учебных пособий, материалов.

Слесарная мастерская оснащается токарными, фрезерными, сверлильными станками, столом с разметочной плитой. Инструментальная комната имеет шкафы и стеллажи для хранения деталей, заготовок, материалов, инструмента, монтажный стол. Устанавливается электро точило, фуговальный комбинированный станок с дисковой пилой.

Мастерская по обработке древесины оборудуется верстаками для учащихся, рабочим местом учителя, рядом помещаются сверлильный и токарный станок по дереву. Для хранения учебных пособий, инструмента и работ учащихся предусматривается шкаф.

Поскольку основными материалами обработки является сталь и сосна, то к цветовому тону этих изделий и подбирается весь полихромный строй помещений. В первом случае желательны теплые оттенки, дополнительные к холодному цвету металла, во втором — спектр голубых и зеленых, контрастных желто-белому тону древесины и стружки. Особое внимание обращается, на функциональную окраску травмоопасных и движущихся частей станков, маркирование проводок энергии, щитов, коммуникаций. Для этого применимы ГОСТы, используемые при проектировании интерьеров промышленных предприятий и соответствующих цехов. Непреложным законом является соблюдение нормативов, которыми предусматриваются, например, следующие уровни освещенности. В классах, учебных кабинетах и лабораториях горизонтальная освещенность на расстоянии 80 см от пола должна быть 300 лк, на середине доски вертикальная освещенность — 500 лк, В мастерских по обработке дерева и металла — 300 лк. В актовом зале освещенность на полу обеспечивается в 200 лк, вертикальная на эстраде — 300 лк. В местах для отдыха, перемен должно быть 150 лк на полу.

В связи с развитием прогрессивных форм обучения появляется все большее число новых проектных школ, где принципы трансформации, универсального использования объемов, применения технических средств обучения, внедрения технических и творческих центров получают небывалые объемно-пространственные решения.

Это, в свою очередь, открывает невиданные прежде возможности формирования внутренних пространств. В недалеком будущем мы станем свидетелями поистине фантастических школ, где серьезное внимание будет обращено на развитие у учащихся всех способностей. Современной наукой доказано, что всестороннее, гармоничное развитие личности помогает более полному восприятию мира и, следовательно, более успешному овладению той узкой областью знаний и творческой деятельности, в которой проявляется наибольшим образом увлеченность школьника.

Огромную роль сыграют не только пространственно-развитые поиски самой замысловатой формы, так как школьники любят игру пластики, контраст, яркий цвет, но и декоративно-художественная сторона школьных интерьеров. Это сделает пребывание в школе увлекательным, желанным, запоминающимся, ибо без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины.

Читать еще:  Интерьеры в контакте
Ссылка на основную публикацию