Интерьеры дворянских домов

Итак, ваш стиль. дореволюционный русский

Как воспроизвести антураж дворянской усадьбы в современном интерьере

С чего начать
Скромность, уважение к истории и правильный выбор места — главные ключевые факторы успешной русской усадьбы.

Чтобы воспроизвести дворянскую атмосферу, большое внимание следует уделять архитектуре. Если речь идет о загородном доме, ни к чему возводить дворец с готическими башенками — достаточно будет скромной двухэтажной постройки (вспомните старые писательские дачи в Переделкине). Непременно позаботьтесь о просторной светлой веранде, да и мезонин, надстройка над центральной частью дома, будет уместен.

К усадебным российским интерьерам как нельзя лучше подходят определения «домашний», «семейный». Дом полон реликвий, доставшихся по наследству, и приятных безделушек, важных исключительно для вашей семьи. В советское время с легким пренебрежением в голосе их называли мещанскими. Сегодня по ним испытывают легкую ностальгию. И сознательно, при помощи декора, пытаются воспроизвести соответствующую времени эмоцию.

Декораторские приемы
Уют, комфорт, размеренный образ жизни — такова философия дворянского стиля. За столько лет она нисколько не изменилась и актуальна даже в современных интерьерах.

Прежде всего, не обойтись без правильной планировки (идеальный вариант — дом постройки начала века), натуральных материалов, винтажных вещей и определенной ауры — ее сложно создать искусственно, но стены, хранящие память о былом, станут залогом этой атмосферы.

После на них появляются обои или даже ткани. На полу — наборный паркет, натертый воском до зеркального блеска. Аксессуарами и украшениями станут картины, витражи, лампы с мягкими текстильными абажурами.

А еще можно отправиться на блошиный рынок или покопаться в бабушкином сундуке, поскольку отправная точка этого стиля — вещи, передающиеся из поколения в поколение.

Чтобы добиться аутентичности, найденные на чердаке вещи — заколку, чайную ложку, портсигар или хрустальный графин — даже не придется специально состаривать.

Кстати, ткани в выбранной стилистике будут уместны и на стенах. Раньше текстильным полотном зачастую закрывали бревенчатые или дощатые стены в усадьбах.

Вы смело можете заменить их обоями с цветочным рисунком, имитирующими набивные ткани. И помните, что флористические орнаменты — одна из характерных черт русской усадьбы и дворянского интерьера (в этом чувствуется близость к классическому английскому интерьеру). Рисунок обоев может повторяться на шторах и скатертях — подобный декораторский ход создаст так называемый «эффект шкатулки».

Настоящая печь
Для большего эффекта настоятельно рекомендуем декорировать печь изразцами (покрытыми многоцветными слоями глазури, керамическими плитками, нередко с изображением пасторальных сценок). Они не только добавят объекту красоты, но и помогут дольше удерживать тепло. Между прочим, изразцовое искусство появилось на Руси еще в X веке; сегодня оно находится в некотором упадке, однако найти достойные гончарные мастерские и оригинальные образцы можно.

Печь в городской квартире с успехом заменит камин. Причем электрический, в этом случае, не самый лучший выбор. Если нет возможности (или разрешения от коммунальных служб) сделать полноценный дымоход, отдайте предпочтение фальш-камину, живой огонь в котором заменят большие белые свечи. Они же помогут создать правильное настроение.

Окна и пасторальные виды
Совершенно точно придется забыть про пластик — чтобы подчеркнуть аутентичную атмосферу, следует выбирать деревянные рамы.

При декорировании окна следует учитывать не только габариты помещения и геометрию самого проема, но и вид, открывающийся на улицу. Стиль дворянской усадьбы располагает к естественности, к природе: свежей зелени, благоуханию сирени, аромату свежих яблок. Поэтому, если ваше окно выходит на рощу или слегка заброшенный сад (где бы вы ни жили — в шумном городе или тихой деревушке), можно и вовсе не закрывать его шторами. Или же отдать предпочтение классическим портьерам с ажурным тюлем, украсив их мягким струящимся ламбрекеном.

Не пытайтесь превратить ваш милый и уютный садик в регулярный французский, с фигурно-стриженными газонами, или, вырубив старые деревья и кусты, наполнить его альпийскими горками. Вся прелесть и романтика «дворянского» садика как раз заключаются в том, что он выглядит немного заброшенным. Пусть даже это достигается искусственно умелыми руками ландшафтных дизайнеров.

Дворянская усадьба — это дом с родословной, наполненный бережно хранимыми, дорогими сердцу предметами, которые стоит выставлять на показ и которыми хочется гордиться. Это дом, где собирается большая и дружная семья, члены которой, возможно, немного консервативны, но почитают традиции и живут в любви и согласии друг с другом.

Если проникнуться этим духом, можно свить свое — настоящее дворянское гнездо.

ПОДЕЛИТЕСЬ С НАМИ В КОММЕНТАРИЯХ…
Что, на ваш взгляд, является отличительными особенностями российского дореволюционного интерьера? Какие приемы помогут повторить его в новом доме или квартире?

Хорошо забытое: новая жизнь интерьера дворянского дома

Команда профессионалов из Москвы, Санкт–Петербурга и Нижнего Новгорода восстановила по крупицам особняк XIX века

Фото: Дмитрий Лившиц

Текст: Ольга Вологдина

Небольшое дворянско–купеческое имение, построенное в 1875 году, — объект культурного наследия и одна из достопримечательностей Нижнего Новгорода. Однако за годы эксплуатации здание обветшало и требовало серьёзной реконструкции.

Авторы проекта — архитектор Алексей Пушкарёв, декоратор Владимир Петров (слева), художник–декоратор Виктор Иванов (справа), руководитель проекта Алёна Высоцкая

Авторы проекта — архитектор Алексей Пушкарёв, декоратор Владимир Петров (слева), художник–декоратор Виктор Иванов (справа), руководитель проекта Алёна Высоцкая

Диван, Marioni. Комод ручной работы, Marconi. Люстра, Bella Figura. Картина — автор Elena Tash

Гостиная

Диван насыщенного лимонного цвета освежает нейтральный в колористическом плане интерьер; ещё одно активное цветовое пятно — картина, написанная специально для этого интерьера. На контрасте с яркими современными предметами особенно эффектно смотрится классический комод в технике «буль».

Гостиная

Диван насыщенного лимонного цвета освежает нейтральный в колористическом плане интерьер; ещё одно активное цветовое пятно — картина, написанная специально для этого интерьера. На контрасте с яркими современными предметами особенно эффектно смотрится классический комод в технике «буль».

Диван, Marioni. Комод ручной работы, Marconi. Люстра, Bella Figura. Картина — автор Elena Tash

Читать еще:  Интерьер французский прованс

Диван, Mis en Demeure. Кресла, Bedding. Журнальный столик, Galimberti Nino. Настольные лампы, Euroluce

Ещё один потрясающий комод в технике «буль» 1989 года выступает своеобразным арт– объектом в по-мужски строгом интерьере курительной комнаты.

Ещё один потрясающий комод в технике «буль» 1989 года выступает своеобразным арт– объектом в по-мужски строгом интерьере курительной комнаты.

Диван, Mis en Demeure. Кресла, Bedding. Журнальный столик, Galimberti Nino. Настольные лампы, Euroluce

Работа с историческим пространством требует особых знаний и подхода.

«Реставрация — дело тонкое и сложное, — замечает Виктор Иванов, — здесь нужны специалисты высокого уровня. Живописцев, лепщиков осталось очень мало, и питерские мастера — лучшие в своём деле, они, как никто другой, владеют материалом и имеют большой опыт в реставрации. В интерьере использованы различные классические техники: альфрейная живопись, роспись по буазери и другие».

Люстра, Visual Comfort&Co

Переговорная комната

Старый, плохо сохранившийся паркет заменили новым. Однако рисунок раскладки и размер плашек остались теми же, что и были изначально. По уцелевшим деталям была восстановлена и старинная печь, изразцы для которой изготовили нижегородские мастера. Печь задала общее цветовое решение интерьера.

Переговорная комната

Старый, плохо сохранившийся паркет заменили новым. Однако рисунок раскладки и размер плашек остались теми же, что и были изначально. По уцелевшим деталям была восстановлена и старинная печь, изразцы для которой изготовили нижегородские мастера. Печь задала общее цветовое решение интерьера.

Люстра, Visual Comfort&Co

Кабинет хозяина. Письменный стол, Annibale Colombo. Кресла, Provasi. Комод, Hooker

Кабинет хозяина. Письменный стол, Annibale Colombo. Кресла, Provasi. Комод, Hooker

Кресла, Mis en Demeure. Письменный стол, Besana. Люстра, Italamp. Картины, автор — Жанна Яковлева

Кресла, Mis en Demeure. Письменный стол, Besana. Люстра, Italamp. Картины, автор — Жанна Яковлева

Раскрываем роскошные места съемок и рассказываем, как можно поселиться в этих особняках и во сколько это обойдется.

Отличительные черты интерьера этого загородного дома — строгость, лаконичность, чистота решений.

Стоит ли вешать шторы на кухню, как их правильно подбирать и на какие актуальные тенденции ориентироваться — емкий и полезный мини-гайд.

Хозяйка этой квартиры, расположенной в ЖК «Царская столица» в Центральном районе Санкт–Петербурга, обожает дальние перелёты, аэропорты и авиалайнеры. А еще ценит оригинальные дизайн-решения. Смотрите сами.

Вы профессиональный архитектор или дизайнер?

Вы профессиональный архитектор или дизайнер?

SALON-interior — авторитетный российский журнал о дизайне и архитектуре. Все новое в декоре интерьеров, уникальное в архитектуре, эксклюзивное в интерьере, что создается в стране и мире, находит свое отражение в журнале, помогая читателям всегда быть в курсе современных тенденций архитектуры и дизайна.

События в архитектурной среде, мировые выставки декора, обзоры аксессуаров, архитектурных стилей, исторические здания, интервью с мировыми звездами в области дизайна интерьеров, ландшафтные и флористические решения — все темы журнала призваны максимально информировать информировать взыскательного читателя об увлекательном и творческом мире частной архитектуры и дизайна.

Интерьеры усадьбы БРАТЦЕВО, г. Москва

Усадьба Братцево – это уголок живописных пейзажей и прекрасной архитектуры, затерявшийся среди шумных московских районов. Ежедневно на прогулку в усадьбу приходят сотни жителей. Но немногие знают о том, насколько красив главный дом бывшей усадьбы Строгановых внутри. Здесь можно увидеть подлинные интерьеры, росписи, приписываемые Д.Б. Скотти, и колоннаду центральной ротонды второго этажа с кессонированным сводом.

Главный дом похож на палладианскую виллу, такую, которую любили в наших усадьбах создавать архитекторы Н.А. Львов и А.Н. Воронихин. Внутри удивительная росписью потолков, в сюжетах которой можно увидеть красивые цвета, эффектные цветочные композиции и даже фактуру кружева. Вы увидите, где «прячется» самый эффектный зал усадьбе и еще раз полюбуетесь «небесным» куполом, венчающим его.

16 сентября я планирую устроить экскурсию по парку и интерьерам Братцево, открыть свою фотовыставку с небольшим фуршетом и презентацией нескольких проектов, которыми я занимался последние два года. Вся информации об экскурсии в ближайшее время будет опубликована на сайте http://usadboved.ru.

А вы когда-нибудь видели, какую красоту скрывает в себе главный дом усадьбы Братцево?

Дата фотографий: 12 августа 2018 года.

Зал с видом на Митино.

2.

Усадьба Братцево была построена в живописнейшем месте, расположенном на берегу реки Сходни. Красота местного парка до сих пор славится среди жителей Москвы. Однако, настоящей жемчужиной братцевской усадьбы является бывший дом Строгановых. Он расположен на самом краю бровки берегового склона, что делает его как бы парящим над окружающей местностью. Авторство проекта этого дома приписывают архитекторам Львову и Воронихину — выдающимся зодчим того времени.

3.

Дверные проемы оформлены двумя колоннами.

4.

На первом этаже следы отделки сохранили только три зала. В зал, выходящий на смотровую площадку, солнце попадает под самый вечер.

5.

6.

7.

Многочисленные краеведы и искусствоведы единогласно относят главный дом усадьбы Братцево к самым выдающимся творениям русского усадебного классицизма.

8.

9.

10.

11.

Зал с плафоном из двух шалей.

12.

Шедевром можно назвать и интерьеры усадьбы. В наши дни они скрыты от глаз большинства прогуливающихся по усадьбе. Братцевский дом находится в частной собственности. Он сдается под проведение свадеб и торжественных мероприятий, а в флигелях особняка расположены гостиница и кафе. Именно поэтому видят интерьеры усадьбы лишь немногие.

13.

Двери парадных залов характерны для второй половины XIX века.

14.

15.

16.

Полукруглые террасы возможно остекленены во второй половине XIX века.

17.

Плафон из двух шалей, цветочной и кружевной, относится к эпохе ампира 1830-1840 гг.

18.

19.

Планировка братцевского особняка отличается от многих барских резиденций тех времен. Здесь не было торжественных и пространных анфилад. В XIX веке все парадные помещения особняка группировались вокруг большого зала, перекрытого коробовым сводом. В интерьерах усадьбы присутствовал единый стилистический элемент – большинство дверных проемов особняка оформлены парами эффектных колонн.

20.

21.

22.

Читать еще:  Интерьер школьного кабинета

23.

24.

Зал с плафоном Д.Б. Скотти.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

Зеркало всегда намекает на селфи.

32.

33.

34.

35.

36.

Давайте поднимемся на второй этаж.

37.

Самым красивым залом особняка считался ротондальный зал «под куполом». На одной из его стен можно увидеть интересную сохранившуюся фреску: на ней изображен старинный вид усадьбы Братцево с одной из живописных точек у реки Сходни. Когда-то в этом помещении располагалась знаменитая строгановская библиотека. Зал украшен эффектной колоннадой. Однако, его главной жемчужиной является вышеупомянутый «купол». Купол представляет собой кессонированный свод с широким световым отверстием, открывающимся в купольный бельведер здания. Купол небесно-голубого цвета украшен тончайшей росписью в виде облачков.

38.

Интерьеры усадьбы Братцево сильно пострадали от хозяйственной деятельности в советские годы. Сейчас, когда главный дом усадьбы находится в частных руках, Братцево не грозит ничего плохого. Однако, для того, чтобы поддерживать в надлежащем состоянии такой ценный и крупный объект, приходится идти на некоторые компромиссы. Чтобы получить дополнительные средства на поддержание усадьбы, собственник Братцево вынужден сдавать часть усадьбы под частное дошкольное заведение. Каких-либо стабильных субсидий извне усадьба не получает. По иронии судьбы, ребятишки занимают самую красивую часть усадьбы – тот самый зал «под небом». В эту часть усадьбы можно попасть только по предварительному согласованию. Однако, картина, которая открывается при входе туда, удивляет всякого, кто ее видит. Среди роскошной колоннады и эффектнейших элементов старинной архитектуры расположены детские манежики, кроватки и игрушки. Кажется, это и есть – визуальный оксюморон.

39.

В простенках сохранился живописный пейзаж, изображающий усадьбу от реки Сходня. Сейчас на месте, где стоял художник, бурный поток машин, проезжающих МКАД.

40.

Во время съемки на купол я поднимался по «спрятанной» винтовой лестнице. С высоты бельведера усадьбы открывается эффектный вид на окружающие пейзажи.

41.

42. В таком положении купол кажется особенно красивым))

Русский интерьер 15-17 вв. — дворцы, дома феодалов и богатых горожан

Дома феодалов и богатых горожан 15-17 вв. представляли собой совокупность многих помещений, поднятых на высокие подклеты и соединенных между собой переходами на уровне, как мы бы сейчас сказали, второго этажа. Дворец крупного феодала был, по сути дела, целым небольшим городком. В нем выделялось обычно несколько комплексов: прежде всего, парадные комнаты, служившие для приемов, затем личные хоромы самого феодала, покои его жены и дочерей, взрослых сыновей, наконец, служебные помещения. Все это дополнялось одной, а чаще несколькими церквами.

В 16 – 17 вв. несколько расширилось содержание термина «изба». Если прежде наряду с общим его значением – «дом» – было только одно узкое значение – «истобка» – отапливаемое, теплое помещение, то в 16 – 17 вв. появляется, например, термин «столовая изба», говорящий о том, что избой теперь может называться вообще всякое помещение в жилом комплексе.

Встречающееся изредка в документах 16 и 17 вв. слово «светлица» исследователи обычно толкуют как обозначение холодного (неотапливаемого), но светлого, с косящатыми окнами помещения, используемого для женских работ. Однако контекст некоторых документов указывает на то, что иногда светлицей называлась комната вообще.

Почти непременной частью богатого дома была также повалуша — высокая, зачастую в несколько этажей постройка, большей частью соединенная с другими частями дома сенями или переходами, но иногда и стоящая отдельно. С точки зрения архитектурной она являлась организующей вертикалью всей усадьбы. О назначении повалуш в жилом комплексе имеются различные суждения. Ю. П. Спегальский склонен считать, что повалушей называли вообще всякую комнату с печью, где можно было и спать («повалиться») (Спегальский, 1972, с. 128, 148 и Др.). Более обоснованной кажется как раз та точка зрения, с которой он спорит: повалуша и в домонгольский период, и позже была, по-видимому, одним из парадных помещений и особо украшалась. В 16 – 17I вв. она получила более широкое, чем ранее, распространение и, вероятно, использовалась не только для приемов.

Во дворцах большинство жилых помещений имело косящатые окна, но в жилых подклетах делали и волоковые. Волоковые окна могли попросту задвигаться задвижками, косящатые имели оконницы – рамы, закрытые слюдой, а изредка и стеклом. «Слюда пропускает свет изнутри и снаружи прозрачнее и чище, нежели стекло, и потому еще заслуживает преимущество перед стеклом и рогом, что не трескается, как первое, и не горит, как последний» (Флетчер, с. 15). Тогдашнее стекло – толстое, зеленоватое, малопрозрачное – еще не могло вытеснить из обихода слюдяных окон, тем более что белая прозрачная слюда имелась в Московском государстве в избытке и даже экспортировалась в Западную Европу, где и получила поэтому название «мусковит», т. е. «московская».

Самый простой способ вставки слюдяных кусков — посредством «снурков», которые располагались иногда с большим искусством и нарядностью: делался железный крест, около которого во все стороны расходились жердочки в виде различных фигур, и в эти фигуры вставлялись кусочки слюды. Слюду расписывали красками и фигурами птиц, зверей, трав, листьев.

В 15-17 вв. внутренние помещения освещали, в общем, так же, как и в предшествующий период. «Люди зажиточные, – писал Д. Флетчер, – употребляют на свечи воск, а те, которые беднее и из низшего класса, жгут березу, высушенную в печах и расщепленную вдоль на мелкие части, которые называют лучиною» (Флетчер, с. 12). К этому можно лишь добавить, что, кроме свечей и лучины, употребляли и масляные светильники – плошки с фитилями (в частности, в красном углу перед образами всегда горела лампадка). Свечи же употребляли не только восковые, но и сальные. При раскопках городов в слоях 16 – 17 вв. часто встречаются железные светцы для лучины, подсвечники, плошки и лампадки. Все они бывали подвесные, переносные (ставившиеся на стол, на лавку, на пол, – светцы, напоминающие современные торшеры) или вбивались в стену. В богатых домах были и целые люстры для множества свечей, называвшиеся, как и такие же церковные светильники, паникадилами (Забелин, 1862, с. 182).

Читать еще:  Интерьеры для маленьких квартир

Украшение интерьера богатого жилища осуществлялось с помощью резьбы, росписи и художественной керамики. Резьба выполнялась при самом строительстве избы. Она украшала преимущественно неподвижную мебель – лавки («опушка» нижнего края), коник, припечной столб. Фрагменты этой резьбы находят при раскопках — она была, в общем, очень лаконичной.

В белой горнице могла уже появиться роспись печи, потолка, дверей, столь широко распространенная впоследствии у русских на севере Поволжья и в Сибири (Чижикова, с. 52 – 54). Указания на роспись богатых домов (в частности, повалуш) известны еще в домонгольский период. Фольклор донес до нас и некоторые сведения о сюжетах этой росписи. Можно думать, что распространены были изображения астральные, например, дневных и ночных светил («на небе солнце – в тереме солнце, на небе звезды – в тереме звезды, на небе месяц – в тереме месяц и вся красота поднебесная») (КД, с. 12 – 13).

Официальные приемные помещения дворцов, в особенности каменных, расписывали картинами «поучительного» содержания. Так, на стенах Грановитой палаты были сцены из Ветхого и Нового завета, разделение мира между тремя легендарными сыновьями Августа, разделение Руси между сыновьями Владимира, наконец, изображение всех князей и царей московских. Все это дополнялось богатыми лепными узорами и расписными растительными орнаментами – травами. В 17 в. роспись Грановитой палаты была обновлена (Либсон, с. 64), а в деревянном дворце в с. Коломенском Симон Ушаков изобразил и «мирские» аллегории – расписал приемный зал на тему «четыре времени года».

Немаловажным элементом украшения интерьера богатого жилища являлась изразцовая печь. Это был и источник тепла и важное декоративное цветовое пятно. Стремясь усилить впечатление, даже швы между изразцами подкрашивали под цвет изразцов – суриком у красной печи, зеленой краской – у муравленой и т. п. (Забелин, 1862, с. 116).

Для украшения в домах зажиточные люди раскладывали разные драгоценные безделки вроде следующих: серебряные яблоки, позолоченное изображение петуха с белым хвостом на поддоне, мужичок серебряный, костяной город с башнями и миниатюрные изображения разных домашних принадлежностей из золота и серебра.

Забелин отмечает также, что наряду с простыми дубовыми столами в богатых домах были столы на точеных ножках, с расписной или даже каменной «аспидной» столешницей. Подвижные скамьи бывали на четырех или на двух (глухих) ногах, иногда – с перекладной спинкой (переметом). Узкая (малая) скамья служила только для сидения, более широкая (большая), иногда с ларцом-подголовником, – и для сна. Источники упоминают также столец (по мнению И. Е. Забелина, квадратный или круглый стул без спинки), а в 17 в. – кресла для хозяина и особо почетных гостей. Иногда кресла делали с подножками. Подвижную мебель дополняли в парадных комнатах поставцы – своеобразные открытые полки, на которые ставили лучшую посуду. Поставец ставился на лавку, а такой же поставец, наглухо приделанный к стене, назывался уже рундуком. Рундук мог быть приделан и под лавкой (чаще всего под коником). Дверцы отсутствовали, вместо них поставцы и рундуки задергивались занавесками. Были в обиходе знати и настоящие шкафы с дверцами наверху и выдвижными ящиками внизу (шафы), но чаще под этим словом понимали то, что сейчас называется «комод», или большой сундук – скрыню (Забелин, 1862, с. 157, 182).

В 16 – 17 вв. в богатом доме стены, лавки, полы и даже потолки обшивали красным тесом, обивали материей (отсюда само слово обои). Обычно это бывало какое-либо цветное сукно, реже – холст, совсем изредка (например, у царя) – шелковые и золотные ткани. Могли чередовать в шахматном порядке квадраты разных материй или одной материи разных цветов. Двери тоже обивали сукном, но чаще кожей, иногда тисненой (басменной) (Забелин, 1862, с. 118). Это «матерчатое» убранство комнат дополнялось расшитыми накидками на лавках (полавочниками), подоконниках (наоконниками) и занавесками с подзорами, прикрывавшими окна, двери, иконы. Полы, не обитые материей, настилались дубовым кирпичом – пластинами.

Во дворцах вельмож и царей в 17 в. комнаты обставлялись и украшались разнообразно, каждая соответственно своему специальному назначению. И. Е. Забелин называет переднюю – приемную комнату, где стояло большое кресло хозяина, а по стенам – лавки для пришедших. Комната была фактически кабинетом. В ее переднем углу стоял стол с письменным прибором (чернильница, песочница, клеельница, перницы и т. п.) или прибором для женских работ – рукоделий (на женской половине дома). Были здесь напольные часы, книгохранительницы (полки или скрыньки), поставцы с посудой, клетки с птицами. В спальне (ложнице – по-древнерусски) стояла кровать с балдахином (сенью, или кровлей) и роскошной постелью, рундуки для белья, на полу – ковры. Икон было мало. Рядом с ней располагались уборные, т.е. комнаты, где причесывались и приводили в порядок туалет. Там были зеркала, различные туалетные предметы.

Наиболее традиционно было устройство мыльни (обычно с предмыленьем). Здесь была печь с каменкой для получения пара, полок (на который к мытью стелили свежее сено, накрыв его простыней), кадки с горячей и холодной водой, туесы с квасом. «На царский обиход» (вероятно, не только лично царя и его семьи, но и ближайшего их окружения) шло в год более трех тысяч банных веников (Забелин, 1862, с. 185-186).

Характерно что богатый двор в 16 в. обязательно имел сени, в то время как на дворе, даже принадлежавшем дворянину, но бедному, могло сеней не быть. Превращение сеней в прихожую не исключало их значения парадного помещения в богатых домах. В некоторых случаях прихожая становилась одним из приемных покоев, в которые попадал гость с красного крыльца, неотъемлемой частью парадного входа в дом, и потому богато отделывалась.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector