Устройство карниза крыши: конструктивные особенности и монтаж

Устройство карниза крыши: конструктивные особенности и монтаж

Возведение крыши предполагает проведение ряда масштабных работ, которые достаточно ответственны и требуют кропотливого подхода. К их числу можно отнести, к примеру, устройство стропильной системы или кровельного пирога. Однако установка крыши на этом не завершается, так как следом приходит черед столь же важных, но более мелких мероприятий.

Чтобы полноценно защитить кровлю, стены и пограничное с фундаментом пространство, нужно разобраться, что это такое карниз крыши здания и для каких целей он служит.

Для чего нужен карниз крыши дома ↑

В архитектуре карнизы для дома (фото ниже) определяются как элементы кровельной конструкции, которые выступают за плоскость фронтальных стен и защищают их таким образом от воздействия атмосферных осадков. Свес карниза не дает проникнуть влаге и холоду в подкровельное пространство при сильном ветре.

Однако защитная не единственная функция, которую выполняет кровельный карниз. Под ним удачно скрываются малопривлекательные элементы несущей конструкции, а эстетичная обшивка придает крыше привлекательность.

Этот элемент обеспечивает дополнительную вентиляцию. Устройство принудительного воздухообмена на свесах кровли полностью безопасно, поскольку через данный воздуховод не может проникнуть ни грязь, ни влага. Существует несколько вариантов устройства вентиляции. Самый простой из них – зазор между стеной и свесом. Можно также установить решетки в профили обшивки или перфорированный материал при использовании софитов. Вентиляция через наружные карнизы помогает справиться с конденсатом, скапливающимся на верхних уровнях строений, к примеру, в банях или двухэтажных домах.

Карнизы зданий фактически продолжают крышу, поэтому помимо защиты кровли от разрушительного воздействия влаги. Устройство этой конструкции придает ей необходимую жесткость.

Карнизный свес кровли, как видно на фото, дополнительно поддерживает водосток, причем это касается как внутренней, так и наружной системы.

Конструкция ↑

Под карнизом кровли фактически поминают часть стропильных ног, выступающую за границы фасада здания. Иначе говоря, это свешенный наружу участок крыши.

В идеале его длина должна равняться 0,5–0,6 м. Если кровельная конструкция не позволяет обеспечить такую ширину свеса крыши, то прибегают к принудительному удлинению стропил, используя для этого кобылки.

Устройство карнизов и свесов возможно в двух основных вариантах:

    простые; с выносом.

Фронтальные и боковые карнизы: преимущества и недостатки ↑

По месту расположения свесы делят на фронтальные и боковые. Устройство карниза крыши для каждого вида имеет определенные отличия.

    Фронтальный. Он необходим для защиты фасадной части дома. Свес образуется боковыми краями наклонных кровельных скатов, поэтому на вальмовой крыше, имеющей четыре ската, таковой отсутствует.

Свес можно выполнить совместно со стропилами. Чтобы внешние стропила имели основу, необходимо вынести за стены несущие элементы, скажем, опорный коньковый брус и горизонтальные перекладины. Желательно, чтобы сечения горизонтальных брусков и стропил совпадали. Затем с торцов закрепляют карнизную доску.

Полученная конструкция будет достаточно надежной, чтобы обеспечить значительный вынос свеса (а он может в этом случае достигать 1 м) даже для кровель с тяжелым покрытием типа натурального шифера или керамической черепицы.

Еще один вариант устройства свеса на выпуске обрешетки. При этом стропила не выводятся за фронтонные стены. Этот вариант устройства больше подходит для покрытий из металлочерепицы, ондулина, битумной черепицы или других легких кровельных материалов. Фронтальный свес не должен быть слишком большим, чтобы избежать возможных прогибов. Обычно ширина карниза в этом варианте не более полуметра.

    Боковой. Свес оформляют за счет стропил, выступающих за стены дома. Его глубина составляет порядка 0,5–0,7 м и рассчитывается индивидуально для каждого конкретного здания в зависимости от таких параметров дома, как его высота и ширина отмостки, а также климатических особенностей местности.

Эффективность функционирования кровли во многом обусловлена качеством обустройства карниза.

Виды по форме ↑

    Укороченные. Это идеальное решение практически для всех типов крыш, включая нестандартные: шале, мансардные и другие. Коробочные. Устройство карниза крыши возможно на одно- или двухскатной, а также на вальмовой конструкции. Необходима внутренняя обшивка рубероидом и теплоизоляционным материалом. Подшитые. Это одно из возможных вариантов устройства для двухскатных и вальмовых крыш. Это доски, которыми обшивают выступающие стропила. Эти свесы можно подшивать как по вертикали, так и по горизонтали. Чаще всего их устанавливают на фронтон. Неподшитые. Они представляют собой продолжение скатов, поэтому составляют единое целое с кровельной поверхностью. Применимы для скатных и вальмовых крыш. Конструкцию не нужно дополнительно облицовывать.

Устройство ↑

Основные типы устройства ↑

    Заподлицо. Концы стропильных ног не выходят за пределы несущих стен. Принудительное удлинение выполняют за счет сливной доски, закрепленной горизонтально к краю стропильных брусьев. На ней в дальнейшем будут установлены водосточные желоба. Для деревянного дома длина свеса должна превышать 55 см, для кирпичного – он может быть чуть короче. Такая конструкция имеет существенный недостаток, поскольку не позволяет полноценно защитить верхние участки стен от разрушения под воздействием влаги и низкой температуры. Закрытого типа. Подходит для стропил, на выступающей части которых с внутренней стороны имеются специальные пазы. Они нужны для фиксации элементов обшивки. Такой свес нужно обеспечить вентиляцией, особенно если на крыше обустроен теплый чердак. Открытый. Самый востребованный вариант в частном строительстве. Длина свеса варьируется в промежутке 50–60 см. При их устройстве желоба водостока проходят по его верхней кромке. Фронтонный. Здесь в принципе нет ограничений, все зависит от дизайнерской мысли. Единственное обязательное требование – обшить незащищенную поверхность карнизного свеса.

Рекомендации по установке ↑

Это, как правило, заключительный элемент в строительстве. Именно по этой причине нужно сначала позаботиться о наружном утеплении стен. В противном случае часть стены, оставшаяся под коробом, останется неутепленной, и она может промерзать.

Способ крепления зависит от материала стен.

    Карниз деревянного дома крепят на специально врезанные кронштейны. Доски для конструкции обрабатывают антипиренами и средствами биозащиты. Первую доску выбирают примерно на 30–50 мм шире остальных. Фактически она выступает в качестве капельника, который препятствует попаданию воды на нижнюю поверхность обшивки.

Можно просто обшить концы балок. Если стропила по длине не превышают пределы стен, их следует нарастить кусками досок.

    При оформлении кирпичного здания создают профили, выполненные из штукатурки. Слой ее достаточно тонкий – не более 50 мм, поэтому раствор наносят на заранее подготовленную конструкцию. Это может быть:

    каркас из дерева; специальный выступ из кладки; каркас из металла, армированный сеткой.

Для деревянного каркаса выбирают доски, имеющие двойную окантовку. Профильную доску располагают под углом в 45˚, чтобы правильно состыковать ее с углом.

После окончания монтажа отштукатуренную конструкцию можно декоративно отделать: покрыть ее гранитной или мраморной крошкой, кварцевым песком либо битым стеклом.

Штукатурка под декоративным слоем имеет три слоя:

  • обрызг из жидкого раствора для повышения адгезии штукатурки с основанием;
  • грунтовка;
  • лицевой.

Свес нужно правильно закрепить, чтобы он не повредился в процессе эксплуатации, к примеру, под весом снежных масс.

Нужно позаботиться и том, чтобы дом приобрел привлекательный и законченный вид.


stylekrov.ru

Карниз крыши – назначение, устройство и способы отделки

Недаром люди издревле говорили, что главное – это надежная крыша над головой. Профессиональные кровельные мастера также подтверждают, что только надежная, прочная кровля обеспечивает комфортное проживание в доме. Причем надежность и долговечность этой сложной конструкции, порой зависит от, казалось бы, совсем незначительных элементов.

К примеру, карниз крыши, несмотря на небольшой размер и процент от площади поверхности скатов, этот элемент выполняет важные функции, влияющие на срок службы, изолирующую способность и прочность крыши. В этой статье мы расскажем об устройстве кровельного карниза дома, способах его формирования и оптимальных размерах.

Устройство и функции

Карниз кровли – важный элемент кровельных конструкций, этим термином обозначают нижние части скатов крыши, которые являются их продолжением. Монтаж карнизов выполняется во время обустройства стропильной системы путем увеличения длины стропил или с помощью установки кобылок. Сверху карниз, как и вся площадь ската, покрывается кровельным материалом, а снизу зашивается с помощью пиломатериалов, софитов, сайдинга. В конструкции крыши дома он выполняет следующие функции:

  1. Защищает стены дома от влаги. Карнизный свес крыши защищает верхнюю часть наружных стен от попадания атмосферной влаги и грязи, сохраняя их привлекательный вид и целостность.
  2. Предотвращает сток талой и дождевой воды на отмостку фундамента. Устройство карниза крыши таково, что оно выносит потоки воды и глыбы снега, соскальзывающие со ската, дальше от фундамента дома, предотвращая размытие и разрушение отмостки.
  3. Придает крыше законченные, аккуратный вид. Кровельные свесы, являясь продолжением ската, придают конструкции более пропорциональный вид, гармонично завершая архитектурный замысел дома.

Обратите внимание! Монтаж карнизов – обязательный этап кровельных работ, которого требует технология возведения крыш, вне зависимости от ее вида, формы и типа гидроизоляционного покрытия. Даже плоские кровли имеют небольшой вынос, выступающие за наружные стены сооружения.

Многих домовладельцев интересует, можно ли оформить карниз для крыши своими руками, так как визуального его устройство кажется крайне простым. Опытные мастера считают, что это работа по рукам даже непрофессионалу. Главное разобраться с назначением и видами карнизов. В конструкции скатных кровель различают следующие 2 разновидности свесов:

  • Фронтонные. Фронтонным свесом называют часть кровельного ската, которая выступает за пределы наружных стен дома со стороны фронтона. Как правило, карниз этого типа имеет небольшую длину и формируется за счет обрешетки и лобовой планки, придающей ему форму.
  • Карнизные. Карнизным свесом или карнизом называют нижнюю часть ската, начинающую от места пересечения плоскости крыши с наружными несущими стенами. Эти карнизы обычно намного больше фронтонных так как они предотвращают попадание брызг воды, стекающей со ската, на отделку стен.

Важно! По сути, карниз является удлинением стропильных ног. Так как свес находится внизу ската, на него ложится минимальная снеговая нагрузка. Однако, монтаж водосточного желоба или снегозадержателей изменяют распределение нагрузок, поэтому него может оказываться значительное давление.

Способы формирования

Перед тем, как сделать карниз для крыши, необходимо разобраться с устройством этого элемента кровельной конструкции, а также способами его формирования. Метод монтажа свеса зависит от конструкции и вида кровли, от длины скатов. Наиболее распространёнными технологиями, с помощью которых можно сформировать кровельный карниз являются:

  1. Удлинение стропильных ног. Самый простой способ сформировать свес крыши заключается в том, чтобы использовать стропильные ноги, длина которых превышает размер ската. Чем больше вы хотите получить свес, тем длиннее должны быть бруски, из которых изготавливаются стропила. Недостаток этого метода заключается в увеличении веса каркаса, а, следовательно, и нагрузки на фундамент.
  2. Наращивание стропил с помощью кобылок. Чтобы сформировать карниз кровли, можно нарастить концы стропильных ног с помощью кобылок – более легких и дешевых элементов из обрезной доски меньшей толщины. Благодаря кобылкам, каркас имеет меньший вес, несмотря на большой карниз.
Читать еще:  Как правильно сделать водостоки в частном доме?

Профессиональные мастера считают целесообразным использование кобылок для формирования свеса, если длина ската превышает стандартный размер пиломатериалов. Обычно длина досок, из которых изготавливают каркас крыши, составляет 6 метров. Если скат крыши длиной 6 метров или более, монтаж карниза выполняют с помощью кобылок.

Оптимальный размер

Часто непрофессиональным мастерам сложно определить, какого размера нужно делать карниз. Это действительно очень важное конструктивное решение, ведь если он будет слишком маленьким, то талая или дождевая вода со ската будет попадать на облицовку наружных стен, на отмостку фундамента, приводя к разрушению, а также порче внешнего вида сооружения. При выборе длины карниза учитываются следующие факторы:

  • Климатические условия. Оптимальный размер кровельного карниза зависит от количества осадков, выпадающих в зимний и летний период. В более снежных регионах традиционно используются крыши с широким карнизом, которые защищают стены, фундамент от попадания снега. К примеру, альпийские шале, расположенные в горах, обычно имеют карнизные свесы шириной не менее 1 метра.
  • Уклон кровли. Чем больше угол наклона кровельных скатов, тем меньше можно делать карниз. Это объясняется тем, что при пологой форме кровли траектория падения снега и воды уходит далеко от наружных стен дома. Если скаты достаточно крутые, то лучше сделать карнизы пошире, чтобы защитить сооружение от брызг воды, которые могут достигать стены при интенсивном снеготаянии или ливнях.
  • Пропорции дома. Широкий карниз с пологой крышей делают постройку визуально более низкой, приземистой, искажая оптимальные пропорции. Узкий свес с высокой, крутой кровлей, напротив, вытягивает силуэт дома.

Важно! Минимально допустимая ширина карнизов составляет 45-50 см, но этого явно недостаточно для регионов с высокой снеговой нагрузкой. При необходимости размер этого конструктивного элемента увеличивают до 1 м.

Материл для подшивки

Монтаж свесов производится на заключительном этапе работ по сборке стропильного каркаса. По мере готовности обрешетки, стропильные ноги подравнивают по уровню, а затем фиксируют на их концах лобовую (ветровую) планку. Чтобы защитить нижнюю поверхность от проникновения влаги или заселения птиц свеса выполняется подшивка карниза. Эту задачу можно выполнить с помощью различных материалов:

    Доски. Зашить нижнюю поверхность свеса можно с помощью обычной обрезной доски или других пиломатериалов. Достоинство этого метода в том, что древесина – достаточно доступный, легкий, экологически безопасный материал. Однако, дерево плохо переносит воздействие влаги, подвергаясь гниению. Поэтому подшивка карнизов досками служит относительно недолго, кроме того она нуждается в регулярном обновлении лакокрасочного слоя, защищающего дерево от гнили.

Помните, что вентиляция подкровельного пространства – важный фактор, влияющий на срок службы стропильного каркаса. Поэтому опытные мастера для подшивки свесов рекомендуют использовать именно софиты. Лучше использовать модели с центральной перфорацией, обеспечивающей средний уровень вентилирования.

Способы подшивки

Чтобы карнизный свес не только качественно выполнял свои функции, но и эстетично, аккуратно выглядел, необходимо его правильно подшить. Для этого мало выбрать качественный материал, нужно еще определиться со способом подшивки, который зависит от уклона и протяженности ската. Различают два метода:

  • Диагональная подшивка. Этот метод заключается в подшивке карнизов с помощью софитов так, чтобы они находились параллельно скатам. Таким образом подшивают крыши с большим уклоном, но маленькой длиной ската. Диагональный способ считается более трудоемким.
  • Прямая подшивка. Этот вариант отличается тем, что карниз крышизаклю зашивается софитами с помощью короба, расположенного под прямым углом к наружной стене сооружения. Прямая подшивка отнимает меньше времени, но она более затратная с точки зрения расхода строительных материалов.

Видео-инструкция

krovlyakrishi.ru

Карнизный свес кровли

Строительство крыши состоит из нескольких этапов, каждый из которых по-своему важен. Все они оказывают большое влияние на долговечность и эффективность эксплуатации строения. Рассмотрим устройство карнизного свеса, являющегося обязательным элементом большинства стропильных систем.

Карнизный свес – часть ската, которая выступает за пределы фасадных стен здания и предназначена отводить влагу от коробки и улучшать внешний вид. Минимальная величина свеса 50–60 см, но эти значения могут изменяться в широких пределах с учетом строительных традиций в данной местности. К примеру, некоторые проекты домов в Финляндии используют карнизный свес в качестве навеса для веранды, а это довольно большая конструкция, требующая высокой квалификации строителей.

Карнизный свес кровли

Виды карнизных свесов

Финишное оформление свесов зависит только от желания застройщика. На функциональность оно никакого влияния не оказывает, но лишь в том случае, когда строго выполняются все рекомендации строительных норм и правил.

Таблица. Типы конструкций карнизного свеса

Вид свеса Краткое описание
Самое простое оформление, чаще всего применяется на неутепленных крышах. Стропильные ноги не обшиваются, используется только карнизная доска или металлическая планка для защиты торцов от попадания влаги. На кобылках делается сплошная обрешетка. Такой вариант рекомендуется применять на крышах с мягкой кровлей или плоских конструкциях.

Более сложный и красивый свес, полностью защищает подкровельное пространство от проникновения влаги, птиц и больших насекомых. В настоящее время применяется не только как конструктивный, но и как декоративный элемент, может служить основанием для монтажа осветительных приборов.

Перед окончательным выбором нужно проконсультироваться с профессионалами, при этом следует принимать во внимание внешний вид и необходимость обеспечения рекомендованных условий эксплуатации крыши.

Материалы для подшивки

Финишная отделка карнизных свесов выполняется различными строительными материалами, среди которых есть как бюджетные, так и эксклюзивные варианты. При выборе рекомендуется учитывать стиль здания и рядом расположенных строений.

    Сайдинг. Наиболее популярный в настоящее время материал. Главное достоинство – низкая цена и простота монтажа. Пластиковые панели легко режутся, при необходимости их можно немного сгибать. Промышленность предлагает покупателям специальные панели для подшивки, это так называемый сайдинг для карнизов. Его отличие от обыкновенного – наличие перфорированных вентиляционных отверстий. Сайдинг можно приобрести различных размеров и цветовых решений.

Сайдинг для карнизов отличается наличием перфорации

Натуральная вагонка — отличный вариант для подшивки карниза

Оцинкованная сталь тоже применяется для подшивки свесов, но встречается такой вариант нечасто

Медная подшивка карниза смотрится очень эффектно и дорого

Как правильно делать карнизный свес

Довольно часто концы стропил незначительно выступают за пределы несущих стен и карнизный свес получается слишком узким. В таких случаях стропила удлиняют с помощью досок сечением 100 на 50 мм. Называются эти элементы кобылками.

Удлинение стропил кобылками

Калькулятор расчета удлинения стропил для карнизного свеса

Для примера мы рассмотрим самый сложный вариант – крыша утеплена минеральной ватой и требует эффективной вентиляции для удаления конденсата. Для создания пароизоляционного слоя применяется пленка на основе этилен-бутилакрелата с двумя парозадерживающими слоями полипропилена и сополимера.

Шаг 1. Закрепите мембрану с внутренней стороны чердачного помещения. Пленки вначале фиксируются степлером, в дальнейшем будут использоваться технологии в зависимости от метода обшивки стен мансардных помещений. Стыки плотно приклеиваются, выходы дымоходов и вентиляционных труб дополнительно герметизируются. Внутренняя пароизоляция не может переходить на карнизный свес, она фиксируется либо к стенам, либо к кровельному перекрытию.

С внутренней стороны стропил крепят защитную мембрану

Шаг 2. Установите опорную доску между стропильными ногами. Она должна быть в одной плоскости с фасадными стенами, ширина элемента отвечает шагу стропильных ног, а он учитывает размеры утеплительных материалов. За счет такого соответствия размеров минвату нет необходимости разрезать для подгонки по ширине ниш, работы намного облегчаются и ускоряются, качество утепления значительно увеличивается. Опорные доски прикручиваются к стропильным ногам саморезами или прибиваются гвоздями, нужно по два крепежных элемента на каждую сторону.

Устанавливают опорные доски между стропилинами

Шаг 3. Подготовьте ровное основание для укладки ветрозащитной и гидрозащитной мембраны, уменьшите высоту стропил на длину холодного свеса. Делается это в несколько этапов.

  1. Сделайте пропилы на стропильной ноге свеса. Глубина пропилов должна быть такой, чтобы плоскость прибиваемых в дальнейшем к ним досок располагалась на одном уровне с целыми стропильными ногами.
  2. Стамеской или долотом аккуратно уберите лишние куски, выровняйте поверхность стропилин. Делать ее идеально ровной нет надобности, эти места все равно закрываются досками. Обращайте внимание, чтобы их поверхность располагалась на одном уровне или немного ниже стропильных ног.

Делают срезы на концах стропил

Некоторые неопытные застройщики не уделяют внимания уровню расположения досок на свесах и прибывают их прямо к стропильным ногам. В таком положении они располагаются выше плоскости, мембрана в этом месте загибается вверх. Конденсат не может беспрепятственно удаляться, в месте примыкания постоянно скапливается большое количество воды. Такие условия эксплуатации стропильной системы оказывают крайне негативное влияние на долговечность деревянных конструкций.

Практический совет. Карнизный свес утеплять не нужно, утепление должно заканчиваться на опорной доске. А она устанавливается напротив мауэрлата или фасадной стены.

Шаг 4. Оформите карнизный свес обрезными досками. Они прибиваются к подготовленным участкам стропильных ног. Во время работы проверяйте положение, если доски выступают над плоскостью ног, то ниши следует углубить. Еще раз напоминаем, что конденсат не должен длительное время быть на мембране, это очень важно. Со временем вода начет протекать, стропильная система намокнет.

Прикручивают доски к стропилам

Доски можно прикручивать саморезами, но намного быстрее и легче фиксировать их гладкими гвоздями. Нагрузка на этот элемент ничтожная, любые метизы гарантируют достаточную прочность фиксации.

Шаг 5. Прикрутите на место лобовую (карнизную) доску. Ее нужно крепить к торцам стропильных ног. Во время монтажа стропильной системы торцы ног выравниваются по веревке и располагаются строго в одной плоскости. Если обнаружились несоответствия по длине, то между доской и ногами можно подкладывать деревянные подставки. Только надо следить, чтобы они были сухими и имели достаточные размеры. В противном случае слишком маленькие подставки могут трескаться при забивании гвоздей, а сырые усыхать – появляются нежелательные щели.

Устанавливают лобовую доску

Шаг 6. Прибейте капельник. Он выполняет две задачи: отводит воду за пределы стен и удерживает нижний край гидрозащитной мембраны. Капельник изготавливается из листовой оцинкованной стали, толщина 0,45 мм, верхние поверхности имеют полимерное покрытие. Нахлест элементов примерно пять сантиметров, направление стыков не имеет значения.

Сверху прикручивают капельник

Шаг 7. Приступайте к укладке гидроизоляционной ветрозащитной мембраны. В зависимости от типа материала она может укладываться непосредственно на утеплитель или необходимо оставлять зазор для облегчения испарения влаги. Работы ведутся снизу вверх к коньку, нахлест примерно 10 см, места соприкосновения желательно проклеивать. Некоторые мембраны имеют специальные полосы с клеящими составами, с них снимается защитная бумага и все готово к проклейке.

Укладывают защитную мембрану

Для крепления мембраны к капельнику следует применять специальную ленту. Профессионалы рекомендуют пользоваться материалами на основе бутил-каучука, он длительное время сохраняет первоначальные параметры адгезии и гарантирует надежное сцепление. Мембрана фиксируется в следующей последовательности.

  1. Очистите капельник от пыли, его поверхность должна быть чистой, сухой и обезжиренной
  2. Прикрепите к кромке элемента ленту. Не допускайте искривлений, лента не должна провисать на изгибе металлической планки.
  3. Снимите защиту, при этом немного заверните край мембраны в обратную сторону.
  4. Выровняйте полотно и в таком положении максимально плотно приклейте его к ленте.

Нижний край мембраны должен плотно приклеиваться к планке капельника

Точное соблюдение рекомендованных технологий дает гарантию длительного и беспроблемного пользования стропильной системой. Для всех случаев жизни универсальных советов не существует, многие решение должны приниматься мастером на месте в зависимости от конкретных особенностей конструкции.

Теперь осталось сделать вентиляцию подкровельного пространства, ее эффективность во многом зависит от правильности оформления карнизного свеса.

Правильная вентиляция обеспечивает долговечность стропильной системы и теплоизоляционного материала

Устройство вентиляции

Для создания вентиляционных каналов в подкровельном пространстве надо использовать бруски толщиной не менее 5 см — только такой зазор обеспечивает необходимую скорость движения воздушных потоков.

Шаг 1. Прибейте вертикальные бруски контробрешетки к стропилам. Не надо брать длинные пиломатериалы, делайте разрывы через каждые 1–1,5 м. За счет этого улучшается вентиляция, воздух имеет больше возможностей обходить препятствия. Мембрана фиксировалась к стропильным ногам степлером, в этих местах появились небольшие отверстия. С целью их герметизации можно к одной плоскости приклеить уплотнительную ленту.

На бруски предварительно крепят уплотнительную ленту

Практический совет. Как утверждают опытные строители, отверстия от степлера никакого негативного влияния не оказывают. Сквозь них никогда не попадает влага.

Шаг 2. Установите горизонтальные рейки обрешетки, шаг зависит от технических параметров кровельных материалов. Для мягких покрытий нужно делать сплошную обрешетку из плит ОСП или листовой фанеры. Через карниз происходит забор воздуха, и если не обеспечить его беспрепятственную подачу, то естественная вентиляция не сможет эффективно функционировать. Такое состояние крыши становится причиной возникновения очень неприятных проблем.

Поверх вертикальных реек крепят обрешетку

Шаг 3. Закройте вентиляционный канал специальной защитной перфорированной лентой. Она почти не оказывает негативного влияние на скорость движения воздуха и не допускает проникновения в канал птиц и насекомых. Ленты могут быть металлическими или пластиковыми, значения не имеет, в эти места не проникают УФ-лучи.

Зазор закрывают специальной лентой

Шаг 4. Закрепите на место желоб водосливной системы. Он может фиксироваться длинными металлическими крюками к обрешетке или пластиковыми держателями к карнизной доске.

Выполняют монтаж кронштейнов и водосточного желоба

На этом работы по оформлению карнизного узла закончены. Если все сделано правильно, то крыша будет выполнять свои задачи, а утепление обеспечивать комфортные температуры в мансардных помещениях.

Видео — Карнизный свес кровли

Вы уже знаете, как сделать правильный карнизный свес кровли. Это один из важных узлов крыши, отнеситесь к его обустройству с должным вниманием. Теперь можно браться за кровельные работы самостоятельно. Многие желают строить мансардные помещения, а такие конструкции требуют теплой крыши. У вас уж есть начальные знания, следует их углубить и расширить. Как делается мансардная крыша – читайте на страницах нашего сайта.

krysha-expert.ru

Карниз крыши и его устройство

Сооружение кровли – достаточно сложный процесс. Выполнять монтаж крыши необходимо с учетом множества параметров, расчетов и схем. Но и после установки крыши строительные работы нельзя назвать оконченными – настает черед карниза и свесов.

Действительно ли дому так необходимы карнизы, для чего нужны эти конструкции, какие разновидности свесов существуют – ответы на эти вопросы в данной статье.

Что такое свесы кровли

Карниз (или свес) представляет собой продолжение кровли, ее нависание над стенами сооружения. Эта конструкция защищает верхнюю часть стен дома от намокания, попадания дождя и снега. Такой подход способствует лучшему сохранению тепла внутри сухих стен, увеличивает срок службы материалов, из которых построен дом, препятствует развитию грибка и плесени на влажной поверхности.

Еще одна функция свеса кровли – защита стропил и всего «кровельного пирога». Ведь без карниза край крыши окажется открытым, ничто не будет защищать его от влаги, ветра и холода. Все это приведет к преждевременному износу материалов (утеплителя, изоляции, стропильной конструкции), намоканию венца дома, несущих конструкций.

Конечно, больше всего в защите от влаги нуждаются дома из дерева. Именно поэтому на деревянных постройках делают самые длинные свесы, их длина может достигать 120 см. На панельных и кирпичных домах достаточно карнизов от 40 до 60 см.

Ну, и третьей функцией свесов можно назвать эстетическую составляющую. Ведь дома с красиво обшитыми кровельными свесами выглядят законченными. Эта архитектурная деталь не только защищает дом, но и делает его красивее.

Виды кровельных карнизов

Строительством домов люди занимаются тысячи лет. За это время сооружения претерпели массу изменений и дополнений. Устройство карниза на сегодняшний день считается обязательной составляющей монтажа любой кровли. А вот тип свеса каждый хозяин может выбрать самостоятельно, кстати, вид карниза во многом зависит от типа кровли:

  1. Двускатные и четырехскатные (вальмовые) крыши любых размеров и конструкций могут обустраиваться свесами подшитого типа.
  2. Неподшитые карнизы так же подходят для скатных крыш.
  3. Если крыша дома имеет только один скат, либо, наоборот, это кровля сложной ломаной конструкции, то свес выполняют в виде короба, его так и называют – коробчатым.
  4. Укороченная конструкция карниза универсальна – подходит для крыш любой конструкции и размера.

Устройство кровельных карнизов

В зависимости от формы карниза крыши различают несколько устройств кровельных свесов:

  • Кровельный карниз, который выполняют заподлицо со стропилами. Такая конструкция свесов защищает только две боковые стороны дома, тогда как фронтальные стены остаются незащищенными. Стропила над фронтальными стенами не имеют продолжения, заканчиваясь на их уровне. Поэтому здесь должна устанавливаться горизонтальная планка, которая призвана защищать слои кровли и стропила от осадков, холода и ветра. Планка прибивается к стропилам, впоследствии к ней монтируются водосточные желоба. С боковых сторон стропила могут выдвигаться на 40-60 см дальше уровня стены. Если стропила, предусмотренные конструкцией кровли, слишком короткие, их можно удлинить отрезками бруса – кобылками. Эти куски крепят гвоздями или саморезами непосредственно к стропилам. После наращивания стропильных ног приступают к обустройству карниза, в ходе которого к концам стропил крепится карнизная планка. Образованный свес можно оставить открытым или зашить вагонкой, досками или другим материалом. Обшивку крепят параллельно линии кровли, непосредственно к стропилам.
  • Во время строительства загородных коттеджей или дач применяются облегченные технологии. Одной из таких конструкций является карнизный свес открытого типа. Стропильные ноги такой кровли должны равномерно выступать над всеми стенами. К концам стропил крепится планка, защищающая «кровельный пирог» от дождя и ветра. Водосточные желоба и воронки крепятся к боковым граням стропил или к их верхней поверхности.
  • Карниз закрытого типа предполагает обшивку пространства, образованного выступающими над стенами отрезками стропильных ног и самим домом. Полученная в итоге конструкция напоминает короб – пустое внутри закрытое пространство треугольного сечения. Для крепления навесной обшивки часто используют выступ на стропилах, брусок, закрепленный на стене дома, специальные направляющие для сайдинга и тому подобное. Закрытые свесы выглядят эстетично, а так же, дополнительно утепляют кровлю и подкровельное пространство. Если в доме есть чердачное помещение, необходимо продумать вентиляцию обшивки карниза.
  • Фронтонный карниз. Этот свес устраивается с фронтонных сторон дома. Конструкция его может быть как выступающей, так и делаться заподлицо со стенами. Обязательно необходимо обшивать свес карниза, длина которого превышает 0,5 метров.

Чем подшивают свесы крыши

Чтобы дом выглядел красиво, а крыша не потеряла в утеплении и гидроизоляции, необходимо подшить карнизные свесы. Лучшими материалами для этих целей считаются:

  1. Доски из дерева хвойных пород (сосны, ели, лиственницы). Планка для подшивки свеса должна иметь толщину в пределах 17-22 мм. Первая доска, которая крепится около стены дома на 3-5 см шире остальных. Делается это для отвода воды, так как в такой конструкции доска играет роль капельника. Хвойная древесина более приоритетна, так как она не боится влажности, благодаря содержанию в своем составе смол. Перед монтажом обшивки карниза дерево необходимо выдержать на открытом воздухе, чтобы древесина набрала определенную влажность. Тогда короб не будет деформироваться из-за усыхания или чрезмерного увлажнения. Между досками оставляют небольшой зазор – всего 2-3 мм будет достаточно для нормальной вентиляции карниза. Перед установкой доски для карниза обрабатывают антисептическим раствором, это продлит срок их эксплуатации.
  2. Пластиковый или виниловый сайдинг. Этот вариант более бюджетный, но и менее прочный и долговечный. Можно выбрать металлический сайдинг, однако стоимость такого материала высокая, в то время как он подвержен коррозии, поэтому тоже недолговечен.
  3. Поливинилхлоридная вагонка считается доступным и быстрым способом обшивки карниза. Поначалу такой свес выглядит аккуратно и красиво, но через несколько лет карниз теряет свою привлекательность. Пластик быстро деформируется, выгорает, теряет первоначальный глянец и лоск. К тому же, пластиковая вагонка не пропускает воздух, что нарушает микроклимат в подкровельном пространстве.
  4. Софиты – самый современный способ подшивки свесов. Изготовлены эти материалы из высокопрочного качественного пластика. Срок его службы намного дольше, чем обычного ПВХ. Выглядят софиты очень привлекательно, есть масса размеров, цветов и оттенков софитов для карниза. Самое большое достоинство такой обшивки – заводская перфорация. Через эти отверстия воздух беспрепятственно проникает в подкровельное пространство, не нарушая теплоизоляции и устраняя лишнюю влагу с конструкции крыши.

Занимаясь обустройством карнизов, необходимо помнить, что именно на кровельные свесы приходится самая большая нагрузка от снежных масс. Сползая с верха крыши, снег и лед часто задерживаются на карнизах, поэтому конструкция свеса должна быть рассчитана до мелочей, а материалы выбираются самые прочные и качественные.

Заключение

Если соорудить крышу сможет только опытный специалист, то заняться обустройством карнизов может каждый хозяин самостоятельно. О том, как правильно сделать подшивку карниза кровли, рассказано в этом видео:

bouw.ru

Варианты подшивки карнизов крыши + фото

После того как был выполнен монтаж покрытия кровли, начинают обшивать свес или карниз крыши. Для чего? Подшивка карниза крыши делается для обеспечения вентилирования крыши, а также для защиты фасада. К тому же подобные мероприятия позволяют придать кровле законченный вид и играют декоративную роль.

В этой статье мы подробно рассмотрим, как можно подшить карниз крыши своими руками, какие варианты существуют и что за материалами можно пользоваться. А наглядные видео помогут лучше разобраться в этой теме.

Как устроены свесы кровли, в чем их особенность и предназначение

Что такое свес? Это нижняя часть кровли, которая выступает за уровень стен конструкции. Благодаря свесу фундамент и стены под ним не страдают от осадков. Свесы могут иметь разную ширину, начиная от 20 см, заканчивая 1 м. Все выбирается индивидуально. Если следовать строительным правилам, то подшивку карнизов можно и не выполнять. Но, это чревато некоторыми неприятностями. К примеру, если подует сильный ветер, то кровля без подшитых и незащищенных свесов может быть сорвана. А еще было бы просто неплохо спрятать крушу и ее изнанку вместе с кровельным пирогом.

Выполняются работы по подшивке крыши только после того, как она полностью готова. Желательно, чтобы все наружные стены были уже утеплены и отделаны. Можно сказать, что работы по подшивке – это финальный этап постройки конструкции и отделки помещения снаружи.

Свесы бывают двух видов:

  1. Горизонтальные или карнизные. Мы говорили о том, что свесы позволяют создать вентилирование. Если говорить о холодном чердаке, то воздух проходит внутрь именно через свес. А что касается утепленных мансардных кровель, то воздух через свес попадает в кровельный пирог. После чего он устремляется к коньку наверх. В этом и заключается суть вентиляции. Но, так как свес будет подшит, то и воздуху никак не попасть внутрь. Как правильно поступить? Есть несколько вариантов. Можно ставить щель между стеной и подшивкой, подшивая досками, оставляют вентиляционные щели, а с софитами в качестве подшивки используется перфорированный материал, что и служит для данной цели.
  2. Фронтонные. В этом случае вентиляция не нужна. Главная задача этих свесов – обеспечить защиту от влаги и ветра стенам.

В чем между ними разница? Первый вариант образовывается скатной кровлей в нижней ее части, а фронтонный свес – это наклонный свес, что образуется сбоку возле фронтона. Вот так они и устроены. Каждый из видов свесов нуждается в подшивке. И перед тем как приступать к работе, нужно выяснить два момента. Во-первых, варианты подшивки, а во-вторых, материалы, используемые для работ.

Подшивка карнизов крыши, варианты

Существует два варианта выполнения подшивки карниза крыши своими руками. Они основные и имеют свои особенности, плюсы и минусы. Каждый сам решает, какой именно вариант выбрать, однако, не только желание определяет выбор. Рассмотрим их:

  1. Отделка карниза по стропилам.
  2. Отделка карниза по коробу из дерева (горизонтальная).

Начнем с подшивки по стропилам. Этот способ используют в том случае, когда кровля имеет небольшой угол наклона (не больше 30 градусов, при выносе до 50 см). Как гласит название, материал фиксируется к стропилам. Способ довольно легкий, только вот сложность подобного вида подшивки в том, что для его реализации нужен идеально ровная плоскость, образуемая стропилами. На фото видно, как реализована эта подшивка к стропилам.

При этом материал набивается к обрешетке под неким углом, но не ровно относительно стены. Сами планки можно набивать к обрешетке параллельно стене или же перпендикулярно плоскости стропил. А их фиксация происходит к каркасу посредством металлических уголков или шурупов.

Увидеть, как именно подшивается карниз крыши своими руками к стропилам, вы можете из этого видео. Оно поможет вам сделать все правильно и быстро.

Куда сложнее сделать горизонтальную подшивку с использованием деревянного короба. Он используется в тех случаях, когда крыша имеет большой наклон. Сперва нужно создать этот деревянный короб. В таком случае потребуется обрезная доска, толщина которой 4 см. Их нужно крепить между краем стропил и стеной постройки. При этом один край доски будет фиксироваться к стропильным ногам, а другой к доске, что примыкает стене. Это наглядно видно на данном фото.

Короб играет роль каркаса, к которому и фиксируются планки. В таком случае они находятся перпендикулярно к стене, образуя горизонтальную подшивку. Посмотрите это видео, чтобы разобраться в этом виде подшивки веса.

Материалы, используемые для подшивки свеса

Теперь, когда вы знаете варианты отделки кровельного свеса, стоит рассмотреть список материалов, используемых в этой работе. На самом деле их много, поэтому каждый сможет выбрать тот вариант, который понравиться ему больше всего. Здесь уже нет определенных правил. Но, каждый из материалов имеет свои преимущества и недостатки.

Вот список материалов, что пригодны для этой цели:

  • профнастил;
  • деревянная доска;
  • вагонка;
  • ПФХ сайдинг;
  • листовой металл;
  • софиты.

Рассмотрим каждый из них, чтобы узнать его особенности. Мы сравним их по ценовой категории и характеристикам.

Использование профнастила для подшивки свеса

Подшивка металлопрофилем довольно проста. Этот материал долговечный, надежный, не гниет и с ним легко работать. Нарезка выполняется ножницами по металлу. Так как размеры профнастила могут быть довольно большими, то его можно укладывать большими плоскостями.

Высота профиля достигает от 8 до 20 мм. В качестве крепежных элементов используются специальные саморезы для профнастила. Они имеют резиновую прокладку и не позволяют повредить материал. А с учетом того, что ассортимент профнастила довольно большой, если говорить о цветовой гамме, то сами шляпки саморезов тоже имеют похожий цвет. А для обеспечения вентиляции потребуется использовать специальные решетки.

Цена на профнастил – от 9$ м 2 .

Использование дерева для подшивки свеса

Древесина – это натуральный строительный материал, который подходит для пошивки свеса крыши. Особенно гармонично этот вид материала смотрится с деревянными домами. При этом рекомендуется выбрать древесину хвойной породы, ширина которой от 50 до 250 мм, при толщине от 17 до 22 мм. Только вот дерево имеет один существенный недостаток – под влияние влаги оно начинает деформироваться и гнить. А при использовании снаружи этого не избежать. Что же делать? Его нужно защитить. Для этой цели используются специальные пропитки и защитные средства, благодаря которым дерево не будет гнить и гореть.

Сделать вентиляцию при таком способе подшивки довольно просто. Нужно только фиксировать доски не вплотную друг к другу, а образуя небольшие щели. Они не пропустят грызунов, но ветер будет делать свое дело. Преимущество дерева в том, что с ним легко работать. Для этого не нужны высокотехнологичные инструменты и особые навыки. На фото видно, как именно выглядит обшитый деревом свес.

Цена на древесину – минимум 2,2$ за м 2 .

Использование деревянной вагонки для подшивки свеса

Преимущество вагонки в том, что ее не нужно дополнительно обрабатывать и защищать. Она уже готова к использованию сразу же после покупки. Вот почему она так пользуется спросом. Да и внешний вид вагонки довольно привлекательный. Только вот есть один момент: важно приобрести влагостойкие изделия, чтобы они выдерживали влияние внешней среды.

Как и в случае с досками, вагонку рекомендуется выдержать месяц на улице. Монтаж выполнять довольно просто. Только вот зазоры сделать не получиться, ведь крепление выполняется по принципу шип в паз. Поэтому с шагом в 1,5 м между вагонкой устанавливается решетка. Крепежами могут быть кляймеры, саморезы или гвозди.

Цена на вагонку – минимум 6$ за м 2 .

Использование сайдинга из ПВХ для подшивки свеса

Сайдинг – это прекрасный материал, используемый именно для внешней отделки. Он выдерживает любое влияние, механические нагрузки, не гниет, не боится влаги и продаться в большом ассортименте. Смотрится он очень красиво. Монтаж выполнять просто, так как существуют специальные профили, уголки и другие элементы крепления ПВХ сайдинга. А для вентилирования чердака существуют специальные решетки.

Планки монтируются перпендикулярно к стене. Крепить нужно в 2-4 местах. Количество мест крепления будет зависеть от ширины свеса крыши. Подшивать свес ПВХ сайдингом вдоль свеса не рекомендуют, так как в отличие от дерева, сайдинг может прогибаться.

Цена на сайдинг – минимум 4$ м 2 .

Использование листового металла для подшивки свеса

Нередко можно увидеть и этот вариант подшивки. Под понятие листовой металл подразумевается оцинкованная сталь, медь или алюминий. При этом толщина листа может быть 0,6-0,8 мм, при длине 6 м. В качестве вентиляции вставляются все те же решетки или перфорированные листы.

Понятно, что листы придется резать. Места срезов будут слабым местом, так как при попадании влаги начнут ржаветь и портиться. Это касается изделий из оцинкованной стали, ведь все знают, что медь и алюминий не ржавеют. Для защиты потребуется покрыть металл антикоррозийным составом или краской.

Цена на листовой металл – от 5$ за м 2 .

Использование софита для подшивки свеса

Этот материал специально создан для подшивки карнизов. Он выглядит в виде планок, которые делаются из самых разных материалов. Вот перечень:

  • виниловые софиты;
  • софиты из алюминия;
  • софиты из меди;
  • софиты из стали;
  • софиты из ПВХ.

Преимущество материалов в том, что работы выполняются просто, быстро и надежно. Сам материал долговечный и практичный. А благодаря разнообразию цветовых решений, каждый сможет выбрать изделия под свой дизайн дома.

Комплектация для подшивки следующая: непосредственно сами панели, фаски (лобовые планки), J-образные профили с пазами и финишные планки. На фото можно увидеть эти делали.

Сами панели могут быть одинарными, двойными, тройными, сплошными (для подшивки фронтона) и перфорированными (для подшивки карнизов). А еще, дополнительно устанавливать решетку не нужно, ведь изделия уже имеют отверстия для вентиляции. На фото это четки видно.

Монтаж выполнять довольно просто, даже без определенных навыков. Цена на изделие – от 10$ м 2 .

Подведем итоги

Подшивка свесов кровли – это неотъемлемая часть создания кровельной конструкции. Это отличный способ защитить дом и придать ему завершенного вида. Остается только выбрать способ крепления и закупить подходящий материал. Радует то, что их достаточно много, поэтому каждый сможет найти идеальный вариант для себя. А мы рассмотрели особенности и цены всех материалов, что помогут в выборе. Остается только воплотить все в жизнь. А благодаря видео, размещенным выше, с работой справится даже новичок, что не имеет навыков в работе.

2proraba.com

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector