Декор под золото
Золочение как способ декорирования: вдохновляющие идеи
В современном мире массового производства особую ценность приобретают вещи с уникальным дизайном, особенно ручной работы. Декораторы имеют в своём арсенале множество способов украсить или полностью преобразить любой предмет.
Золочение как способ декорирования
Один из них — золочение. Рассмотрев в общих чертах материалы, инструменты и технику нанесения позолоты (публикации Декоративное золочение — оригинальный способ преобразить старую мебель и Золочение: инструменты и техники нанесения), пора переходить к конкретным примерам. Пожалуй, начать стоит с общего — со стилей в искусстве, для которых блеск золота — неотъемлемая часть.
Блеск золота для роскоши барокко
Стиль европейской культуры на рубеже XVII-XVIII веков, характеризующийся демонстративной роскошью и помпезностью — барокко. Он словно создан для золочёных предметов и деталей.
Зал Екатерининского дворца, город Пушкин
Мебель, архитектурные элементы, живопись, ткани — нет ни одной области искусства эпохи барокко, где золото в отделке было бы неуместно. И не просто золото, а много золота.
Конечно, далеко не каждый может себе позволить парадный дворцовый стиль в загородном доме. Он предполагает, в первую очередь, простор и большие площади. Но для тех, кто в восторге от экспрессии, величия и пышности, свойственных барокко, вполне можно найти компромисс — использовать только некоторые барочные элементы. Например, декорировать позолотой рельеф резного изголовья кровати.
Пышность и помпезность в камерном виде
И кстати, на заметку: совсем не обязательно тратить на покупку подобной кровати целое состояние. К декораторскому счастью, сегодня можно купить элементы лепнины, сделанные из полиуретана. Идём в магазин, подбираем подходящие мотивы, хороший клей и немного шпаклёвки. И лист фанеры превращается в резное изголовье.
Магазин полиуретановой лепнины. Фото с сайта solid-decor.ru
А золотая фольга сделает самодельную спинку кровати роскошной вещью, вполне соответствующей стилю барокко. Можно добавить обивку из ткани, как на фото выше, или просто окрасить — выбирайте, какой вариант ближе вашему настроению.
Золотые двадцатые: элегантность и роскошь ар-деко
Для тех, кто любит роскошь и золото, но эстетически не приемлет толстеньких путти, обильные картуши, рокайли и гирлянды цветов барокко, есть не менее удачная альтернатива — стиль ар-деко. Утончённость и элегантность, помноженные на шикарные материалы, геометрические орнаменты и гламур. Это стиль «Великого Гэтсби», эмансипированных девушек, джаза, бутлегеров, всего того, что ассоциируется с «ревущими двадцатыми» — шаткой паузой между двумя мировыми войнами.
Золота не может быть много: мебель в стиле ар-деко. Фото с сайта designadvice.ru
В концепции стиля ар-деко главный тезис таков: роскоши и элегантности не может быть много. Поэтому почему бы не покрыть позолотой комод или шкаф целиком?
Если считаете, что полностью золочёный предмет мебели — это чересчур, то блестящей может быть только отделка. Например, как на этом зелёном комоде в стиле ар-деко. Воссоздать самостоятельно подобный предмет мебели не составит особого труда.
Комод Emerald. Фото с сайта artosobinka.ru
Вам потребуется комод простой формы, например, популярная модель «Хемнэс» от ИКЕА или старый советский комод и деревянные раскладки (подойдёт фанера, напиленная на полоски). Дополнительно хороший клей, шпаклёвка для дерева и абразивная шкурка. Необходим орнамент, разработанный относительно габаритов предмета, краска, цвет которой можно выбрать любой, подходящий к интерьеру, немного золотой потали и подобранная под стиль фурнитура. Немного труда — и вот вы обладатель эксклюзивного предмета мебели, который ничем не напоминает типовую модель, взятую за основу.
Разобравшись с традиционными стилями, в которых отделке из золота уделяется много внимания, обратимся к стилям современным. Они не участвуют в искусствоведческой градации, но активно используются для описания современных интерьерных тенденций.
Лакшери — современное прочтение роскоши
Современное понимание шикарного интерьера отличается от эмоционального пафоса барокко и «великолепия на показ» ар-деко: роскошь стала неброской.
Диван Jeane португальского мебельного бренда Ottiu. Фото с сайта ottiu.com
В интерьере класса люкс предполагается, что любой элемент свидетельствует о богатстве. Поэтому в собрании дорогих материалов типа натурального мрамора, ценных пород дерева, шёлка и бархата для позолоты осталось немного места. Например, только на ножках дивана.
Восток и золото в интерьере
«Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы,
С раскосыми и жадными очами!» (А. Блок).
Без золота немыслимы некоторые этнические стили интерьера. Например, восточные — арабский или китайский.
Инкрустация позолотой на китайском лаковом комоде
Для того чтобы своими руками сделать имитацию инкрустации позолотой, нужно специальный клей (лак мордан или его синтетические современные аналоги) нанести на мебельный фасад с помощью трафарета. А после золочения покрыть предмет несколькими слоями лака: чем больше слоёв вы наложите, тем более эффектной получится вещь. Золотые орнаментальные мотивы можно сделать не только по трафарету, но и свободно рисуя клеем для позолоты.
Рисунок позолотой при помощи трафарета. Фото с сайта kirillistomin.com
Совет: если у вас есть старые, но с хорошо сохранившейся лакировкой шкаф и тумбочка от мебельной стенки 70-х годов, таким способом их можно превратить в лаковую мебель в китайском стиле. Нанесите позолоту в виде узора прямо на старый лак. А затем дополнительно покройте свежим лаком в несколько слоёв сверху.
Шебби-шик: потёртая роскошь
Философия постмодернизма (современной эпохи) представляла бы собой странную смесь для человека прошедших времён. Сегодня популярна не только роскошь, но и следы былой роскоши.
Позолота в стиле шебби-шик
Так, в одежде это проявляется в хипстерских дырках на новых и дорогих свитерах, а в дизайне интерьеров — в стиле шебби-шик. Покройте позолотой какой-нибудь предмет, а затем искусственно состарьте его так, чтобы золото проглядывало через слой краски.
Кракелюры на позолоте
Для создания предмета в стиле потёртой роскоши можно воспользоваться техниками искусственного старения с помощью окраски или кракле.
Не только мебель
Набив руку на золочении отдельных предметов, «а не замахнуться ли нам на Вильяма, понимаете ли, нашего Шекспира»? Ведь мебель с позолотой требует и соответствующего интерьера.
Отделка стен при помощи золотой фольги предполагает те же приёмы и техники. Можно позолотить лепнину или целый простенок, сделать на стене рисунок золотом — самостоятельно или по трафарету. Или наклеить на стену небольшие хлопья-блёстки, а затем покрыть сверху восковым составом для венецианской штукатурки.
Нанесение золотых блёсток под венецианскую штукатурку
Золото для гурманов
Золото — благородный металл. Он не подвержен коррозии или окислению. Из-за биологической инертности этот металл используется, например, в медицине для изготовления протезов. Золото очень пластично, золотые хлопья не образуют острых кромок.
Пищевое золото — отличный декор для праздничного стола
Этими свойствами не замедлили воспользоваться не только дизайнеры, но и кулинары. Сегодня золото — это разрешённая пищевая добавка E-175. Сусальным золотом можно декорировать торты и закуски, обёртывать конфеты (такие сладости нужно есть прямо с фольгой), украшать алкогольные напитки (например, швейцарский шнапс «Гольдшлегер», польско-немецкая водка «Гольдвасер» или украинская водка «Золото Полуботка»). Пищевое сусальное золото можно купить в тех же магазинах для художников, где продают и позолоту для декора интерьера.
Попробуйте преобразить свой интерьер при помощи золота. Красота этого металла никогда не будет устаревшей.
Декоративное золочение своими руками
Декоративное золочение своими руками
Золочение — очень древняя техника декоративной отделки. Оно применялось еще в доисторические времена. И действительно, самородное золото — один из первых металлов, ставших известным человеку. Да и потом, в бронзовый и железный века, ничто не могло сравниться с благородным металлом по интенсивности цвета, глубине тона, мягкости блеска. И мастер, сделавший клинок, считал своим долгом украсить его золотым узором. Иначе работе недоставало последнего штриха.
Киевская Русь славилась золотых дел мастерами с незапамятных времен. Впрочем, в историю они таки попали. В летописях упоминается о том, что великий князь Владимир повелел украсить золотыми усами серебряную голову Перуна. И было это еще до крещения Руси!
В IX-X веках золото стали применять в более широких масштабах; им украшали детали архитектурных сооружений. Так, в 1113 году по велению князя Святополка, внука Ярослава Мудрого, в Киеве вызолотили купола Михайловского собора, и стал он с тех пор называться Златоверхим. Сохранился и другой интересный памятник, подтверждающий искусство древних мастеров, — медные двери собора в Суздале с золотым рисунком на черном лаковом фоне. В те времена нагрев при золочении производили на углях, а протравливали металл клюквой. Тем не менее золотое покрытие не старилось веками, несмотря на то, что находилось на открытом воздухе и его касались тысячи рук!
Золотая отделка старого подсвечника сделала его нарядным и торжественным. Осталось лишь декорировать его красными шарами и зажечь свечи. Дом готов к Рождественскому вечеру.
Декоративное золочение
Драгоценные металлы во все времена использовались в отделке и декорировании интерьеров дворцов, создавая впечатление немыслимого богатства и роскоши. Но существует возможность сделать небольшой предмет сверкающим и без больших финансовых затрат.
Золочение — процесс творческий. Два деревянных подсвечника демонстрируют нам, как происходит преображение. Легко преобразить и родные стены. Основой послужит гладкая поверхность, например, виниловые обои. Краску на стену наносим с помощью шаблона, легко касаясь кистью, смоченной золотой краской. Золотой и серебряный цвет легко придадут благородный вид самым обычным вещам: подсвечникам, картинам, шкатулкам.
Подготовка к декоративному золочению
Золочение — очень сложный и длительный процесс, требующий терпения, аккуратности и опыта. Для приобретения этого опыта стоит начать с более простых способов декорирования, имитирующих золотые покрытия. Наша цель — придать изделиям красивый, благородный, сверкающий вид. И естественно, что золотая поверхность должна иметь безукоризненный вид. Малейшие недостатки: следы обработки, царапины, шероховатости, даже пылинки — и работа испорчена! Поэтому поверхность деревянного предмета шлифуется, трещинки заделываются, пыль тщательно удаляется.
С помощью жидкой золотой краски можно нанести на стену геометрический или растительный орнамент. Контрастные переходы между красной матовой окраской стены и золотым узором, сверкающим металлом, создают эффект поистине царского богатства.
Золочение краской
Существуют готовые золотые краски, при нанесении которых на очищенную поверхность получается золотой вид изделия. Краска состоит из металлического порошка, воспроизводящего цвет металла (золота, бронзы, меди, железа и др.). Однако краска может лишь приблизительно имитировать настоящее сусальное покрытие.
1. На подготовленный деревянный подсвечник в качестве грунта наносят акриловую краску. К золоту лучше подходит красный цвет а к серебру — прохладный синий. Дайте грунту высохнуть.
2. Перед нанесением золотую краску тщательно перемешивают деревянной палочкой, так как пигменты оседают на дно емкости. В старое блюдце наливают небольшое количество золотой краски и равномерно подкрашивают подсвечник снизу вверх. Краска сохнет очень быстро.
3. Чтобы придать подсвечнику старинный вид, после высыхания краски «золотой» слой слегка шлифуют грубой шерстью до тех пор, пока в некоторых местах не начнет просвечиваться красный грунтовочный слой.
В золотом обрамлении — сусальное золочение
С давних времен золочение проводилось в основном двумя способами: путем наклеивания на предмет листочков золотой фольги сусального золота или огневым золочением, основанным на применении ртути. Второй способ золочения очень опасен. К примеру, когда золотили купола Исаакиевского собора в Петербурге (1838-1841 гг.), около 60 человек отравилось парами ртути. Сейчас такой способ золочения не применяется.
А вот золочение сусальным золотом широко используется и в наши дни. Слово «сусальное» происходит от древнего слова «сусаль» — лицо, то есть сусальное — облицовочное. Такое золото хранят в специальных книжечках, в которых между листами бумаги уложены 60 листочков золота толщиной от 0,13 до 0,67 микрона. Размер листов — 80 х 80, 72 х 20 мм. Могут быть и другие размеры.
Сусальное золото бывает свободным и трансферным. Свободное золото — это просто очень тонкий слой металла. Его нельзя касаться руками, оно сдувается от дыхания, поэтому позолотчик манипулирует им (переносит, режет, приглаживает) с помощью специального ножа и беличьей кисточки. В общем, требуется немалое мастерство. В трансферном золоте каждый его лист помещен на белую шелковую бумагу, вместе с которой он переносится на облицовываемую поверхность. Когда золото приклеится на место, шелковую бумагу можно удалить. С трансферным золотом работать значительно проще.
1. Подготовленную поверхность рамки окрашивают акриловой краской. После высыхания поверхность тщательно шлифуют, удаляют пыль и наносят второй слой грунта. Его снова шлифуют. Если необходимо, операцию повторяют еще раз.
2. Затем сухую и чистую от пыли основу с помощью кисти красят масляным лаком. На лак клеится сусальное золото или его заменитель. Примерно через три часа лак подсыхает, приобретая идеальную клеящую способность. Если провести по нему пальцем, слышен легкий свистящий звук.
3. Пришло время для самой ответственной операции — начинаем покрывать поверхность золотом. Листок трансферного золота накладываем на подготовленную рамку и слегка прижимаем (бумажная сторона сверху).
4. Бумагу снимают, и золотой лист аккуратно прижимают ваткой. Желательно не тереть, а легонько постукивать, чтобы не повредить тончайший слой золота. Мастера-позолотчики используют для переноса и разглаживания золота беличьи, колонковые и резиновые кисти.
Рамка позолочена методом сусального золочения
Сусальное золочение
Существуют два вида золочения сусальным золотом: масляное (матовое) и клеевое (глянцевое).
Масляное золочение может применяться почти на любой поверхности — дереве, металле, гипсе, пластмассе. Это довольно простой, удобный и распространенный способ золочения. Масляным этот способ называется потому, что золотой лист наклеивается на масляный лак — мордан. Состав лака может быть разным, все зависит от условий, в которых будет находиться позолоченный предмет.
Клеевое золочение используют только для внутренних работ. Этим способом золотят в основном древесину, иногда пластмассы (полиуретан). Техника водного золочения остается практически неизменной с древних времен.
Сусальное золото и различные виды золотых красок можно приобрести в магазинах для художников. В ассортименте имеете трансферное золото разных размеров и оттенков: белое золото, желтое золото, чистое золото в 24 карата. Нужно помнить: чем чище золото (чем больше в нем каратов), тем менее чувствительной будет позолота к влиянию погодных и климатических условий. Материал, который каждый может приобрести, чтобы попробовать свои силы в золочении, это трансферная золотая фольга.
Не все то золото, что блестит
Позолоченное изделие — вещь дорогая, не каждому доступная. В основном цена высока из-за дороговизны золота. Поэтому сусальному золоту нашли более дешевую замену. Одним из известных заменителей сусального золота является поталь. Поталь не содержит драгоценных металлов и представляет собой тончайшие листки металлического сплава — меди с цинком или меди с алюминием. Поталь значительно дешевле сусального золота. И она отлично подходит для выражения индивидуальности и даже сиюминутного настроения. Техника декорирования поталью аналогична декорированию сусальным золотом.
Золочение пленкой
С некоторой натяжкой к поталям можно отнести и золотую самоклеющуюся пленку для лазерных принтеров, из которой делают стикеры и наклейки на CD-диски. Этот материал вполне доступен домашним умельцам, и работать с ним просто. Пленка разматывается из рулона и постепенно приклеивается к поверхности. Золочение пленкой применяется только на плоских поверхностях. Так золотят, к примеру, несложные деревянные багеты. Все имитаторы золота, а также сусальное золото с примесями принято покрывать защитным слоем лака.
1. Чтобы превратить деревянную шкатулку в золотую, воспользуемся поталью. Сначала необходимо нанести на основу клей. В данном случае подойдет акриловый (он быстро сохнет).
2. Лист потали наклеивается целиком Поскольку он толще, чем сусальное золото, его возможно отделить руками и уложить на подсохший сухой клей. Листы должны ложиться без морщин, один на другой с небольшим нахлестом.
3. С помощью колонковой кисти поталь разглаживается и легким постукиванием приклеивается к основе. Особенно тщательно нужно прижимать края и углы. Излишки подхватывают на листок бумаги для дальнейшего использования.
4. Поскольку поталь сделана из таких металлов, как медь, цинк и алюминий, она под воздействием влаги окисляется и темнеет. Поэтому сверху необходимо нанести защитный слой прозрачного лака. Используйте шеллак или цапонлак. Битумный лак придает золоченым вещам старинный вид. После высыхания лак полируется везде, кроме труднодоступных мест, где остается благородная патина.
Золотые и серебряные блестки
Металл в интерьере сегодня особенно актуален. Даже небольшие аксессуары вроде шкатулок, карнизов, подсвечников, если придать им блестящий вид, полностью меняют впечатление от квартиры. Проще всего преобразить их с помощью металлических блесток или металлизированной краски в аэрозольном баллоне. Работать с этими материалами интересно, легко и приятно.
Как по мановению волшебной палочки, можно буквально за полчаса подготовиться к Рождеству. Предметы обихода — орехи, галька и фигурные тыквы — на самом деле имеют более широкий спектр применения, чем обычно полагают. Особенно если поверхность, сверкающую золотом и серебром, подсветить свечами.
На шкатулку наносят кистью слой клея и, пока он еще влажный, посыпают мелкими блестками. Блестки распределяют руками, следя за тем, чтобы поверхность покрывалась равномерно. Чудное украшение для туалетного столика.
Золочение аэрозольной краской
Сейчас общедоступны аэрозольные краски, имитирующие металл. Их можно наносить на любую поверхность: бумагу, дерево, металл, пластик, стекло, даже на стену. Приобрести аэрозольное «золото» можно в автомагазинах. С его помощью можно не только создать золотые колпаки на колеса авто, но и облагородить невзрачные предметы интерьера. Настольная лампа, старые рамы картин, почерневшие от времени карнизы — точек приложения масса! Для получения блестящего результата важно, чтобы поверхность была сухая, тщательно очищенная от пыли и ржавчины. Обработку нужно провести два раза. Оба слоя высохнут в течение часа. К сожалению, технически невозможно сохранить блеск на длительное время. Но огорчаться не стоит: когда блеск потускнеет, просто нанесите новый слой аэрозоля с позолотой.
В преддверии новогоднего карнавала подарим еще одну идею родителям: вашей дочурке наверняка понравится, что ее вполне обычные туфли неожиданно превратились в золотые бальные туфельки. Только не забудьте перед покраской их обезжирить!
Еще одна идея к празднику
С помощью клея на листе подарочной бумаги рисуем контур и оставляем его сохнуть — пока клей не станет прозрачным. Затем накладываем сверху золотую или серебряную трансферную фольгу и аккуратно притираем. После этого осторожно снимаем бумагу-основу. Такой рисунок можно сделать даже на текстиле — футболке или бейсболке. Отличный подарок к Новому году — и уникальный, и практичный!
Прекрасная идея для украшения подарочных коробочек к Рождеству или Новому году
Ремонт с помощью золотой пасты
В художественных магазинах можно встретить золотую краску в виде пасты. Пасты обычно делаются на основе пчелиного воска и металлических пигментов. Паста идеально подходит для реставрации старой рамы или старого деревянного подсвечника. Она наносится пальцем и тщательно втирается в поверхность. Для получения эффекта старины золотую отделку рамы можно слегка «состарить», втерев в фигурный профиль немного природной умбры.