История возникновения дизайна интерьера
История дизайна интерьера
Очень не просто сказать, когда и как началась или зародилась история дизайна интерьера. Сложность первая заключается в том, что нельзя точно назвать даты ее зарождения, время. Известно только, что с незапамятных времен люди украшали свои жилища. В первобытном строе украшением были шкуры и кости животных, которых убивали на охоте, украшением интерьера жилищ были рисунки на стенах древних пещер, которые изображали людей, животных. Можно с полной уверенностью сказать, что история дизайна интерьера, наверное, началась с того момента, когда зародилась культура древних людей, древних цивилизаций, и прошла все этапы и ступени развития, что и вся мировая культура человеческого сообщества. Мы можем считать первыми декораторами первобытных людей и древних египтян, которые экстравагантно и по-богатому украшали могилы своих фараонов. Декорирование жилищ существовало в античном мире, а также у коренного населения Америки – индейцев. Любой населенный людьми регион земли, любое государство со своей культурой и этносом, со своей религией, имели сложившиеся исторически и развивающиеся стили развития в обустройстве разных зданий и построек.
Иногда в процессе развития стили интерьеров порой смешивались, дополняли друг друга, иногда переходили в абсолютно другое качество. Иногда, забытые казалось бы, стили снова возрождались и воплощались по-новому в новых же интерьерах, благодаря тому, что люди всегда хотели жить не только комфортно, но и красиво, историю дизайна интерьера невозможно, на самом деле представить без истории всего человечества.
Культура Древнего Египта и Месопотамии, культура Индии и Китая – по праву считается источником современной цивилизации. Тогда именно в этих государствах начинают возникать речь, письменность, искусство, литература и собственно, государства, закладывается прочный фундамент для будущих наук.
Древневосточные цивилизации оказали большое влияние на становление культуры античности, та же в свою очередь, стала в дальнейшем прародительницей западноевропейских культур. Именно в античный период можно с полной уверенностью назвать временем зарождения истории дизайна интерьеров, ведь именно в античный период подымается впервые в истории человечества вопрос соотношения между комфортностью предметов и вещей, их функциональностью и эстетической задачей, которую они несут.
И дальше история интерьера, ее развитие включает много периодов, вот на некоторых из них мы и остановимся подробнее.
Средние века, а это период с 9 по 12 век характеризовались некоторой невзрачностью, тусклостью, а в некоторые периоды истории даже мрачностью интерьеров. Тогда самыми популярными цветами были цвета камня и бронзы, цвета леса – все оттенки зеленого, земляного. Мебель в средневековье была очень простой, неказистой, без изысков, простых форм, без вычурности и изящества, порой очень и очень неудобная, жесткая. Как правило, изготовляли ее не только из дерева, а также из металла, ведь в те времена других материалов просто не было.
Что касается текстиля в интерьер, то он служил скорее, не красоте, а для комфорта и защиты – шторы, к примеру, защищали от ветров и сквозняков, которые постоянно гуляли коридорами средневековых замков, и не были изысканным утонченным декором помещений. В средневековье возникли такие стили в дизайне интерьеров как готический, романский, штауфенский, ранний английский, районан.
Следующий этап в развитии истории интерьера – «Новое время», это период с 15 века до 19. К эпохе Нового времени относится огромное число стилей, это время – время зарождения ренессанса и готики, барокко и рококо, классицизма и эклектизма, знаменитого Викторианского стиля в интерьере. Каждый из них имеет свои отличительные свойства и черты.
Ренесанс – это пышность и роскошь внутреннего убранства жилищ. Статуэтки, изображающие древних античных божеств, колонны, живопись, в основе картин – мотивы античности, роскошная, огромная мебель, которая напоминает своими конструкциями небольшие архитектурные строения – все это интерьеры эпохи Нового времени – Возрождения. Последующие за ренессансов – барокко и рококо, приемники ренессанса, также отличались необычайным богатством и роскошью, при этом сочетая в себе оригинальное, все самое необычное и торжественное. Резная мебель ручной работы, расписанная необычайно красивыми узорами, покрытая позолотой и лаком, дорогие тяжелые занавески, роскошные зеркала в золоченых или бронзовых затейливых рамах, обитые атласом стены, кровати с огромнейшими роскошными балдахинами – все эти декораторские приемы были предназначены для одной цели – подчеркивать высочайший статус хозяев дома.
А на смену этим роскошным вычурным стилям пришел чуть более спокойный стиль – классицизм. Его основополагающими чертами стали симметричность и точность. Мебель в интерьере классического стиля отличается необычайной строгостью и простотой. Но, хоть формы простые, но изготовлялась она из ценных пород дерева. В классическом интерьере преобладают пастельные спокойные цвета, коричневый паркет и таких же оттенков мебель, тогда как стены остаются белого цвета. Классический стиль и в современном мире – наиболее популярный стиль декоративного оформления помещений.
На смену Новому времени, пришел технологический процесс, который диктует свои правила, возникают свои современные стили. Стили, возникшие в Новейшую эпоху, характеризуются практичностью и необычайной функциональностью. К стилям Новейшей эпохи относятся минимализм и хай-тек, арт-деко и экспрессионизм, модер и конструктивизм. Всех их объединяют такие черты, как простота и открытость, удобство и максимум свободного пространства. В интерьере новейшего времени используются новейшие современные материалы и техника. По сути, интерьер квартиры или дома – это отражение мироощущения и характера ее владельца. Встиля для оформления дизайна интерьера – ответственное и, безусловно, важное мероприятие. А потому рассмотрим основные стили интерьеров.
Минимализм
Уже только его название говорит само за себя. Этот стиль пришел к нам из далекого Востока – Японии, Китая. В нем, как ни в каком другом стиле чувствуется мудрость восточных древних философов и необычайный аскетизм. В современной интерпретации стиль минимализм характеризуется небольшим разнообразием красок, скорее это спокойные цвета и оттенки, и полное отсутствие не нужной, лишней мебели, лишних деталей и элементов в интерьере.
Стиль – классицизм
Его породила и подарила всему свету Франция в 17 веке. Древнеегипетские мотивы уникальным образом переплетаются в нем с элементами античности, возрожденными именно этим стилем. Отличительные черты классицизма – обязательная симметричность всех деталей интерьера, белый цвет, преобладающий в интерьере, мебель из ценного красного дерева, обивка, с преобладанием цветочных орнаментов.
Хай-тек – современный стиль
В принципе, хай-тек можно назвать неким продолжением стиля минимализм, с характерными чертами, присущими интерьерам конца 20 века.
В нем преобладает обилие стекла, хромированные металлические детали, обтекаемые формы, которые всем своим видом напоминают космическую станцию.
Кич
В интерьере, оформленном в этом неоднозначном стиле, позволяется реализовывать самые невообразимые, смелые решения. Кич – стиль-вызов. Вызов тем правилам и традиционным нормам, которые существуют и существовали в истории дизайна интерьеров. В таком интерьере можно комбинировать и сочетать не сочетаемое, стиль, где рядом с вопящей безвкусицей может красоваться необыкновенная роскошь.
(Всего оценок: 16, средняя 4,50 из 5)
История дизайна интерьеров пишется и сегодня! Экспериментируйте, и вы сможете стать ее соавтором!
Рекомендуем к прочтению:
Виды интерьеров (стили) – можно назвать знаками, которые не только иллюстрируют вкусы и пристрастия хозяев помещения, но также отражают эстети .
Наверняка, каждый из нас задумывался про оформление интерьера, о красоте своего жилья, особенно сегодня, когда такое предложение строительных .
Название стиля ампир в интерьере происходит от французского слова «empire», что значит, империя. Он возник во время правления Наполеона. Расцв .
Говорят, что время быстротечно! А еще говорят, что все течет и все изменяется, и это верно! Особенно течет все и изменяется в современном мире .
Стилей интерьера существуют множество и самих разных. Для того, чтобы обустроить свою квартиру или дом, нужно правильно, грамотно декорировать .
История развития дизайна интерьера
История и стили дизайн интерьера.
Основные понятия дизайна
Дизайн интерьера — дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд. И следует четко понимать, что дизайн потребует от Вас наличия специальных знаний и умений. И даже имея все это, довольно трудно грамотно применить данные теоретические знания в совершенно реальном ремонте квартиры, поэтому для создания качественного дизайна квартиры необходимо еще и наличие опыта.В работе дизайнеров и архитекторов, как и в любой сфере деятельности, существует целый ряд профессиональных терминов. Разберемся с основными присутствующими здесь понятиями. Интерьер — внутреннее оформление помещений (квартиры, дома и т.д.). Над его разработкой трудятся специалисты по дизайну интерьеров. Среда — это созданное и организованное дизайнером (либо архитектором) предметно-пространственное окружение человека. В процессе создания дизайна квартиры и при ее ремонте необходимо ставить перед собой абсолютно четкие задачи и отталкиваться от них, создавая будущий образ среды квартиры. Композиция — организует пространство и подчиняет его, так называемым, законам композиции. Так, например, деление на пространственные зоны, выделение главного и второстепенного. Чаще всего в современном обществе мы встречаем центрическую композицию. Пропорции — это представление людей о гармонии. Пропорции используют для достижения максимального комфорта и уюта. Существуют как «правильные», так и «неправильные» пропорции, хотя данные понятия и являются условными. В различных стилях интерьеров можно увидеть совершенно разнообразные пропорции. Стиль в области дизайна интерьера — это набор определенных черт, которые создают образ и характер всего дизайна в целом. Очень важно, чтобы в оформлении дизайна протекала общая линия. Необходимо, чтобы все элементы одного дизайна сочетались между собой и создавали совершенно четкий образ.
Изначально появление дизайна интерьера появилось из стремления человека украшать место своего обитания. История дизайна интерьера связана с развитием художественных стилей, под влиянием культурных традиций и обычаев, а также доступностью научных изобретений, событий в экономике, политике и социальной жизни.
Наиболее полно оснащение интерьеров представлено в культуре Древнего Египта (4500-633 до н.э.). Множество предметов дошли до нашего времени благодаря климатическим условиям. Уже в древнейший период египетской культуры были отработаны основные формы стола, табурета, стула и сундука.
Древние греки (2000-30 до н.э.) приложили к разработке основных египетских форм мебели собственное стремление к простоте и тщательной разработанности формы. Классические греческие ордера и орнаменты были позднее заимствованы римлянами и затем разошлись по всему цивилизованному миру.
Техническое мастерство древних римлян (753 до н.э. — 330 н.э.) проявилось в изобретении ими арки, свода и купола. Принцип арки оказал глубокое влияние на характер интерьера и мебели. Римский стиль орнаментации заимствовал немало мотивов с Дальнего и Ближнего Востока: шелковые ткани, узелковые ковры, мозаики с типичной восточной орнаментацией из кружев и розеток, изображений слонов, фазанов.
В Средние века (4-15 вв.), когда европейское общество переживало относительный экономический и культурный упадок, произошел отказ от классического римского стиля. Готика, наиболее полно выраженная кафедральными соборами с их стрельчатыми арками, витражными окнами и религиозными символами, окрасила собой всю систему художественных представлений.
Тем не менее, есть определённые исторические события, которые определили современный дизайн интерьеров. Итальянский ренессанс (эпоха Возрождения (1400-1600)) стал один из важных этапов развития интерьерного дизайна. Художники, обратились за вдохновением к классическим архитектурным ордерам и античным мотивам. Мебель начали декорировать трехмерной богатой резьбой. Стены стали расчленять на отдельные панели, украшая их фресками. В отделке полов использовали древнеримскую традицию мраморной мозаики и изразцы. Таким образом, ренессанс стал колыбелью дизайна.
Второй по значимости этап развития в истории дизайна интерьера относится к промышленной революции. Она стала следующим ключевым этапом развития дизайна. Промышленная революция связана с изобретением в Англии парового двигателя в XVIII в. (вторая половина), этот период стал началом демократизации дизайна. Так как стало развиваться промышленное производство, среднему классу стали доступны различные предметы искусства, и дизайн интерьера перестал быть привилегией только богатых людей.
Очень серьезную роль в истории дизайна сыграла школа «Баухауз», (Германия), где учились такие известные дизайнеры и художники, как Пауль Клее, Пит Мондриан и Вальтер Кандинский. Школа «Баухауз» первая кто выдвинула на первый план принцип единения функционального назначения и формы. Здесь студентов учили тому, что по отношению к функциональности форма является вторичной. То, что мы видим сейчас в нашем интерьере, стало своего рода продолжением ключевых идей «Баухауз».
Телевидению также принадлежат заслуги в развитии истории дизайна, благодаря начавшейся в 70-е годы популяризации его в различных ТВ-шоу в Европе и США. В сознании массового потребителя в то время интерьер утратил свою ауру загадочности и недоступности.
Конец XIX начало XX века изобиловали революционными событиями и переломными моментами в культуре и искусстве. В один из таких моментов во всём мире появился стиль названный– «эклектикой».
Эклектика (от греческого eklektikos – «выбирающий») – это соединение принципиально противоположных частей от разных стилей в одном художественном образе. Эклектика – это порождение массовой культуры.
Как зародился этот стиль? В начале прошлого века авангардисты в попытках создать что-то новое все время «натыкались» на то, что уже когда-то кем-то было создано раньше. Стало понятно, что, если пойти по пути некоторого заимствования и совмещения уже существующего, можно создать что-то новое и интересное.
Современный арт-дизайн смешивает западное и восточное, старое и новое — арт-деко с хай-теком и этно. Чаще всего смешиваются близкие друг к другу исторические стили, например классицизм и ампир, барокко и модерн, и в результате получаются композиции, где вещи в интерьере гармонично сочетаются, не противореча друг другу. Но иногда смешение стилей носит характер рискованного эксперимента, где элементы разных стилей намеренно противопоставляются, «сталкиваясь» друг с другом. И неожиданно смешение в необычайных пропорциях элементов, принадлежащих к разным эпохам и течениям в искусстве, становится единым целым, части которого входят в удивительную гармонию, создавая совершенно неповторимый, яркий и индивидуальный стиль.
Таким образом, XX век, вошел в историю искусств не как век, породивший новый стиль, а как век смешения уже существующих стилей.
Вся история дизайна создавалась под влиянием различных событий, множества людей и движений. Но говорить о том, что дизайн интерьера завершённое явление невозможно, искусство не может останавливаться, оно будет развиваться, регулярно видоизменяться и радовать людей своими перевоплощениями.
Дата добавления: 2015-05-26 ; Просмотров: 10885 ; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
История дизайна
Рассматривая различные проявления дизайна, мы убеждаемся, что практика дизайна постоянно расширяется.
В его сферу входят: выставочный дизайн, полиграфический дизайн, дизайн одежды, ставший модным в нашей стране ландшафтный дизайн, рынок услуг непредметного дизайна, составляющий большую часть дизайна. Буквально в последние годы появился как отдельный вид творчества компьютерный дизайн.
Таким образом, проектирование промышленных изделий давно уже является не единственной, а часто и не основной задачей дизайнера. За последние два десятилетия практика дизайна необычайно усложнилась, и провести границу между дизайном и другими областями профессиональной деятельности художника вне искусства в его станковом варианте становится все сложнее.
Проектирование принципиально новых промышленных изделий; косметические изменения во внешнем облике промышленной продукции без серьезного изменения ее технических характеристик; создание фирменного стиля, охватывающего все сферы деятельности современной корпорации; решение экспозиций — все это сегодня называется дизайном и выполняется профессиональными дизайнерам
Пионером дизайна можно считать английского художника Генри Кола (1808- 1882), который в 1845г. изобрел термин «художественная промышленность», означающий, по его собственным словам, «изящные искусства или красоту, приложенные к механическому производству». С 1849 по 1852 г. Генри Кол издавал «Журнал дизайна», обращал внимание на прибыльность и коммерческую ценность проектов. Однако еще раньше, в 1832 г., английский промышленник и политик Роберт Пиль призывал использовать искусство для укрепления конкурентоспособности английских товаров.
Начало истории дизайна вполне обоснованно связывается многими исследователями с началом работы художника, архитектора, дизайнера Петера Беренса в компании «АЕG» в 1907 г. При такой постановке вопроса предыдущие десятилетия (Рёскин, Моррис) являются всего лишь только временем теоретической подготовки будущего практического дизайна.
Турбинный цех завода «АЕG» в Берлине
Если рассматривать дизайн как способ воссоздания целостности предметного мира и очеловечивания технической цивилизации, то начало истории дизайна можно отнести и к 1919 г., когда Вальтер Гропиус основал Баухауз.
На протяжении многих веков предметно-пространственная среда человека была рукотворной, все предметы, окружавшие его, были результатом кропотливого и длительного труда мастеров-ремесленников. Все стало иначе, когда к началу XIX в. начали появляться предметы массового потребления, изготовленные промышленным способом. Предметно-пространственная среда перестала быть рукотворной, теперь и далее ее создают машины. Машинный труд по производительности во много раз превосходит труд ремесленника, но, вместе с тем, обнажилась и новая проблема — то, чем бережно наполнялся предмет в ремесленной мастерской, невозможно «поместить» в каждый из тысячи предметов-близнецов, выбрасываемых из машины конвейером.
Промышленный подъем привел к нарушению неторопливого многовекового ритма в развитии предметно-пространственного окружения человека.
Возникли новые предметы, еще не укоренившиеся в культуре, что породило проблему их адаптации ко вкусам потребителей, возник интерес к психологии покупателя. Кроме этого, быстрые изменения в предметно пространственном окружении привели к тому, что становится необходимостью не только адаптация ко вкусам потребителя, но и к прогнозированию этих вкусов. Осознание этой и других проблем, вызванных переходом от ремесленного к промышленному производству, привело к появлению неизвестной доселе профессии дизайнера.
В самом обобщенном виде определение дизайна может быть сформулировано следующим образом. Дизайн — проектная художественно-техническая деятельность по разработке промышленных изделий с высокими потребительскими свойствами и эстетическими качествами, по формированию гармоничной предметной среды жилой, производственной и социально-культурной сфер.
Объектами промышленного дизайна являются промышленные изделия (производственное оборудование, бытовая техника, мебель, посуда, одежда и пр.).
Пионерами дизайна были архитекторы и художники, которые осознали новые возможности, открывающиеся перед ними с развитием массово го машинного производства. Их увлекала широта масштабов и сложность задач, не сравнимых с теми, которые стояли перед художником прежде — главным образом украшать быт верхушки общества.
Хотя о дизайне сказано и написано уже достаточно много, однако единой точки зрения на сущность дизайна все еще не выработано. Дело в том, что достаточно часто дизайн означает собственно деятельность художников в промышленности, значительно чаще — продукт этой деятельности (вещь или систему вещей), а иногда — область организации деятельности, взятую как целое. В некоторых случаях «дизайн» трактуется предельно расширительно и далеко выходит за рамки обозначения деятельности художника по решению задач промышленного производства.
Первые попытки теоретического осмысления дизайна как принципиально нового вида проектной деятельности протекали в условиях распространения индустриального производства. Этот процесс имел как своих сторонников, так и ярых противников. Многие исследователи отмечают парадокс середины XIX в. — бурное развитие техники и не менее бурный протест против нее. Споры о том, может ли машина создавать произведения искусства, может ли она сама быть произведением искусства; споры о границах прикладного искусства и о месте художника в современном производственном процессе — вот лишь небольшой круг вопросов, который волновал в то время самые передовые умы. В теоретическом плане, прежде всего, необходимо было переосмыслить такие понятия, как «человек», «среда», «художественное», «техническое» и т. д. Этот период можно охарактеризовать как промежуточный: он являл собой переход от ремесленного мировоззрения к формированию основ мировоззрения дизайнерского.
Развитие индустриального производства бытовых вещей многие художники и теоретики искусства восприняли как прямую угрозу хорошему вкусу. Упадок художественного качества массовой индустриальной продукции по сравнению с ремесленными образцами волновал многих специалистов, занимавшихся проблемами искусства и промышленности. Протест против фабричного изготовления мебели, посуды, керамики, декоративных тканей, традиционно входивших ранее в сферу декоративно-прикладного искусства, возник сначала в Англии — наиболее развитой на тот момент индустриальной стране.
История дизайна насчитывает уже более ста лет. С самого начала своего существования дизайн претендовал на возможность охватить самое широкое поле деятельности, и надо признать, что он смог добиться значительных успехов. В качестве объекта дизайнерского творчества теперь выступает вся материальная среда — от иголки до самолета как говорили в 1960-х гг. В самом деле, изделия дизайна окружают современного человека повсюду в повседневной жизни. Некоторые дизайнерские работы стали нам настолько привычны, что никому, пожалуй, не приходит в голову, что обыкновенная бутылка «Кока-Кола» имеет своего автора — гениального Раймонда Лоуи.
Творения многих дизайнеров экспонируются в музеях современного искусства по всему миру, даже такое яркое направление современного искусства, как поп-арт, имеет очевидные корни и в дизайне XX в. Творческие и практические достижения дизайна несомненны, однако до сих пор не выработана его теоретическая основа, для начала нужно сказать, что не определены даже четкие границы дизайнерской деятельности. Сейчас, помимо промышленного (индустриального) дизайна, мы говорим о дизайне интерьера и ландшафтном дизайне, графическом дизайне и дизайне экспозиции, самым же популярным и поднятым на уровень истинного шоу-бизнеса является дизайн одежды (английский или французский ).
О стилях в дизайне
Античность.
Всем нам известна великолепными памятниками Древней Греции и Рима, памятниками архитектуры, скульптуры. До сих пор они вызывают в нас восхищение своей неподражаемой и законченной красотой. Колизей, триумфальные арки, колонны, цилиндрические своды, прекрасные скульптуры знатных людей, богов, богинь, удивительная художественная роспись привлекают своей гармоничностью и для многих являются эталоном для подражания.
АР-ДЕКО.
Смешение элементов египетского искусства, американской индейской экзотики и африканского примитивного искусcтва. Эталоном стиля выступают стильные роскошные интерьеры океанских лайнеров и дорогих отелей. Для мебельных стилей характерно применение декоративных элементов в форме зигзагов, окружностей, треугольников, солнц. В цветовой гамме используются насыщенные коричневые тона, цвета слоновой кости, все оттенки золотого.
Барокко.
Известно своим стилеобразующим элементом — пластикой стены, благодаря которой стена как бы лишается главной своей черты — надежности и монументальности, приобретая небывалую динамику. Микеланджело считают одновременно и последним мастером Возрождения и создателем стиля Барокко, ибо именно он осознал его основной стилеобразующий элемент — пластику стены. В интерьере появляется нарочитая усложненность, скругленные углы, множество зеркал, позолоченная лепнина, росписи потолков с использованием эффекта «перетекания» пространства в «заоблачную высь». Стилю присущи пышность, величие, размах. Фасад и интерьер обильно украшен такими декоративными элементами как барельефы, скульптурные группы, вазы и т.д.
Рококо.
Основные черты этого стиля — динамичные ассиметричные формы (раковин таких моллюсков, как гребешки), различные завитки ( S-и C-образные), натуралистично выполненные побеги цветов и волнообразный растительный орнамент. Встречаются экзотические китайские мотивы, сюжетные орнаменты: Элементы стихии и Времена года. Палитра — золотой, белый, цвет слоновой кости, кремовый, а также пастельные оттенки голубого, зеленого, розового и желтого. Французское рококо — своего рода передышка после тяжеловесного барокко, а характерное для него обилие стенных зеркал (прием, использованный в Версале, в конце строительства которого уже проявились элементы рококо) придало интерьерам воздушную легкость. Стиль рококо — это скорее оформление интерьеров, чем архитектурных зданий. В его духе делались мебель, посуда, драпировка, металлическая утварь. Экзотические узоры в «китайском стиле» были важными элементами рококо, зачастую сочетаясь с чисто европейским растительным орнаментом. Китайские мотивы балдахина, мебельной обивки и расписанных по трафарету стен, присутствие повсюду золота, которое использовали, чтобы выделить важные элементы и детали: те же завитки, раковины, рамки филенок. Для фонов интерьеров характерны были пастельные тона: голубые, зеленые, розовые, желтые, кремовые, беловатые и цвет слоновой кости. С ними хорошо гармонировали глянцевые коричневые тона дерева твердых пород.
Индустриальный стиль.
Индустриальный стиль в дизайне интерьера характеризуется наличием нескрытых коммуникаций (трубы, вентили, провода), в интерьере видны строительные формы. Часто используют металлические столы, чугунные плиты на полу. Многим стиль кажется «нечеловечным», диковатым, нежилым, но иногда применяется не только в офисных помещениях, но и в жилых. Данный стиль — это своеобразная игра в промышленность, подчеркнутое пренебрежение к «бытовухе».
Классицизм.
Здесь основные признаки — симметрия и простота. Гладкая поверхность стен, ограниченные четкие объемы, не скрывающие структуры; мягкость цветов белого и голубого, перспективные эффекты в минимализме живописи, идеальный пейзаж, воплощающий мечту о золотом веке. Классицизму свойственны красивые геометрические формы, сдержанный декор, дорогие материалы. Часто помещения украшаются скульптурой и лепниной. Для французского классицизма характерно стремление к внушительности, парадности, декоративному блеску интерьеров и в то же время строгая геометрическая планировка в архитектуре, упорядоченность, композиционная стройность. Использование в оформлении помещений и фасадов элементов античной архитектуры, разработка, так называемой, «ордерной» организации декора — его основная черта. Французский классицизм отличался сочетанием традиционной для этого стиля стройной и симметричной общей композицией со стремлением к импозантности и внешнему блеску интерьеров. Классический стиль оправдал свое первоначальное название — «правильный образец для подражания».
Минимализм.
Лаконичность форм, сведение их в основном к геометрическим фигурам. Ничего лишнего. В дизайне культивируются открытые пространства, подчеркивается эстетика простоты и точности, все элементы быта тщательно спрятаны. У вещей легкий силуэт и они немногочисленны. Полное отсутствие декора, орнаментов, ясность композиции. Сдержанная графическая гамма стен и пола может сочетаться с яркими предметами интерьера.
Модерн.
У стиля есть символ — это изощренная форма цветка цикломена. Для модерна «нового» стиля, родившегося на рубеже 19 и 20 веков, как движения за создание стиля своей эпохи, используется отказ от старых стилевых форм, поиск новых материалов: железа, стекла, железобетона. Свободная планировка, разные уровни пола, большие оконные проемы. Дизайнер использует при работе над интерьером импровизацию на выбранную тему. На стенах мы видим причудливые капризно извивающиеся линии с явной тенденцией к ассимметрии. Стены помещения красочные, часто декорируются плоскорельефной гипсовой пластикой. Мебель украшается стилизованным растительным орнаментом, в ней преобладают вялые, тянутые, волнистые очертания. Архитекторы в одном произведении соединяли в волшебном единстве архитектуру, пластику, живопись, декоративно — прикладное искусство. Вводится функциональное зонирование. Декоративное оформление интерьеров достигает невероятной изощренности. Форма окон, дверей, лестниц разнообразна до бесконечности. Выделяется и огромной выразительности достигает текучесть ритмов, цвета и фактуры. Часто используется керамическая облицовка, кованое железо, оконные и дверные флористические витражи.
Неомодерн.
Использование пластических форм Ар-нуво для архитектурного оформления помещений на современной технологической базе. Практически полное отсутствие орнаментов.
Хай-Тек.
Стекло, металл и пластик. Строгость и простота конструкций. Хай-тек ориентирован на стилизацию и освоение металлических конструкций и стекла. Важно выделить красоту держателей, подсветки, креплений и так далее. Все практично, функционально. Излюбленные цвета: металик, серебро, белый, черный; материалы: металл, стекло, трубы. Прямизна линий. Никакого дерева, сложной отделки и ветееватых орнаментов. Излюбленные цвета:, белый, черный, металик, серебро; материалы: металл, стекло, трубы.
История дизайна интерьера
Крайне сложно найти системный подход к изложению истории дизайна интерьера. С какого именно момента необходимо начинать ее отсчет? Может, стоит начать с иероглифических писем в пещерах первобытных людей? Или же с древних египтян, и с их оформленных довольно экстравагантно могильных склепов? Для любого заселенного людьми региона Земли, каждой культуры, каждого этноса, страны, религии, исторического периода или целой эпохи, можно выделить характерные стили интерьера.
Иногда стили смешиваются по причине геополитического характера, иногда они с плавностью эволюционируют, органично взаимно дополняя друг друга и переходя в иное новое качество. Случается так, что они подолгу пребывают в забвенье и возрождаются в другом контексте лишь спустя несколько столетий. Порой мы думаем, что стали счастливыми современниками и свидетелями чего-то сверх оригинального, чего-то того, что при внимательном изучении оказывается возрождением забытого старого.
Ясно одно: невозможно представить историю человечества отдельно от истории дизайна, и в частности дизайна интерьера. Людям всегда и во все времена хотелось жить окруженными красивыми вещами и комфортом. Время идет, каноны моды и красоты меняются, однако человек никогда не утрачивал своего желания жить в красоте и комфорте. Декоративные интерьеры имели место быть и в античном мире, и в Древнем Египте и даже у индейцев — коренных жителей Америки. Однако некоторые события, определяющие парадигму эволюции декоративного искусства, в определенной степени в истории дизайна интерьера являются ключевыми. Еще в давние времена появился такой термин как «дизайн» — это слово происходит от английского «design» — рисунок, замысел, чертеж, проект. То есть данный термин обозначает разные виды проектировочной деятельности, которые имеют цель формировать функциональные и эстетические качества предметной среды. В Российском энциклопедическом словаре слово «дизайн» имеет смысл — художественное конструирование. Однако очень даже нелегко установить точную дату появления феномена дизайн. Еще в античные времена философы обсуждали темы оптимального равновесия между эстетичностью и полезностью бытовых предметов. По большому счету это время и считается датой рождения дизайна, как непосредственной отрасли человеческой деятельности.
Данную проблему поднимал еще Сократ древнегреческий философ в своих диалогах, которые дошли до наших дней через воспоминания его учеников Ксенофонта и Платона. Ознакомившись с диалогами Сократа можно понять античную концепцию дизайна интерьера. Из этого следует, что именно Сократа можно называть первым экспертом ценности товара в потребительской области.
Существует несколько этапных вех концептуального развития практики и теории дизайна интерьера: — Ренессанс. Приблизительно в (эпоха Возрождения) искусство переживало настоящий бум. Богатые сословия желали, чтобы отделка их комнат подчеркивала состоятельность хозяина и при этом была стильной и функциональной. Интерьеры того времени со скрупулезностью продумывались до самых маленьких деталей и декорировались исключительно богато. Помимо этого, в тот период утратила свое доминирование фреска — настенная живопись. На смену ей пришла маслянистая живопись и прочие мобильные и компактные формы.
— Промышленная революция. Она стала следующим ключевым этапом развития дизайна. Промышленная революция в мировой истории связана с изобретением в Англии парового двигателя в XVIII в. (вторая половина), и этот период стал началом демократизации дизайна. Так как стало развиваться промышленное производство, среднему классу стали доступны различные предметы искусства, и дизайн интерьера перестал быть частью элитного общества.
— Промышленно-торговое искусство. По инициативе художников, общество искусств в Англии преобразовывается в 1836г. в The Society of Encouragement of Art ofa Manufactory and Commerce (Общество поощрения торгово-промышленных искусств). А уже в 49 году было напечатанное первое издание журнала «World Journal of Design» по истории дизайна интерьера.
Дизайнерам и инженерам того времени публикации данного журнала помогли осознать всю логику процесса эстетической эволюции различных предметов из мировой культуры. «Сначала создаем удобную форму, а затем придаем ей эстетичный вид» — таков был дизайн журнала. Данный принцип привел к возрастанию роли орнамента в прикладном дизайне. Характерным для того периода стало смешивание в декорировании интерьера различных стилистических атрибутов всевозможных исторических эпох.
— Баухауз. В развитии практики и теории существенным шагом сало объединение: Высшей школы изобразительных искусств и Высшей школы художественного конструирования и строительства. В результате данного объединения, которое произошло в Германии в 1919 году 25 апреля и просуществовало до 33 года, была образована школа «Баухауз», которая сыграла очень серьезную роль в истории дизайна.
Школа «Баухауз» первая кто выдвинула на первый план принцип единения функционального назначения и формы. Здесь студентов учили тому, что по отношению к функциональности форма является вторичной. «Баухауз» вместе с институтом психологии проводила исследования на тему того, как влияет цвет на психологию человека. В результате этих исследований стало первых обоев, которые имели размытый рисунок. Преподаватели и студенты школы были объединены своим новаторским подходом к искусству. И много вещей, к которым привыкли люди в современном дизайне, являются работой проделанной в «Баухауз». В стенах школы работали такие люди как Оскар Шлеммер, Владимир Кандинский и Пауль Клее.
— Реалити-телевидение. Или просто реалити-шоу произошли от английского слова «reality» — реальность, действительность, были изобретены в Америке в 1940-50-е годы как телевизионный жанр, который в себе сочетает признаки развлекательной телепередачи трансляции онлайн. Бум такого реалити-телевидения в купе с обширным распространением кабельного телевидения сильно повлиял на развитие популярности услуг по оформлению интерьеров, и вследствие этого получили развитие и сопутствующие производственные отрасли. В сознании массового потребителя в то время интерьер утратил свою ауру загадочности и недоступности.
— Энвайронментализм. Это научная отрасль, которая исследует отношения между окружающей средой и сообществом людей. Данная концепция возникла в XIXв. Стал появляться зеленый или же по-другому экологический дизайн, который подразумевал под собой использование материалов и изделий, которые отвечают стандартам эко безопасности.
Если говорить о ключевых моментах истории развития дизайна интерьера, нельзя забывать также и о конкретных людях, которые участвовали непосредственно в этом процессе.
Чарльз Рени Макинтош — родоначальник стиля «Модерн». Фрэнк Ллойд Райт являлся основоположником принципа органичной архитектуры. Ле Корбюзье — внес огромный вклад в систему разработки концепции архитектурного интернационального стиля. Компания «Систер Пэриш» — известна такими проектами, как создание интерьера Белого Дома в годы, во времена правления Кеннеди.